Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия» - Электромагнитные явления

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия» - Электромагнитные явления

Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением.

Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном реле, телеграфе.

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания

В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос:

- Какие магнитные явления вам известны?

- Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

- На какие частицы или тела действует электрическое поле?

- Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?

- Что называют магнитной линией магнитного поля?

- На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума?

Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.


II. Устройство и принцип работы электромагнита

Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается.

Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточно ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую катушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.


III. Лабораторная работа

После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями переходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется согласно инструкции учебника.

В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, определить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направлению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).

В заключение урока можно предложить учащимся выполнить творческие задания или показать действующие модели телеграфа, различные варианты моделей электромагнитного реле.


Домашнее задание

1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.

2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).