Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия» - Электромагнитные явления
Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением.
Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном реле, телеграфе.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос:
- Какие магнитные явления вам известны?
- Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
- На какие частицы или тела действует электрическое поле?
- Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?
- Что называют магнитной линией магнитного поля?
- На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума?
Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.
II. Устройство и принцип работы электромагнита
Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается.
Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточно ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую катушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.
III. Лабораторная работа
После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями переходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется согласно инструкции учебника.
В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, определить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направлению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).
В заключение урока можно предложить учащимся выполнить творческие задания или показать действующие модели телеграфа, различные варианты моделей электромагнитного реле.
Домашнее задание
1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.
2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).