Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Изображение в плоском зеркале - Световые явления
Цели: раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного отражения света; научить применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале.
Демонстрации: зеркальное и диффузное отражение света; изображение в плоском зеркале.
Ход урока
I. Повторение. Проверка знаний
Первые 10 минут урока целесообразно посвятить проверке качества усвоения материала. С этой целью можно провести письменную проверочную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями. Можно провести и комбинированную проверку - часть учеников работает по индивидуальным карточкам в то время как учитель проводит фронтальный опрос- беседу с остальными учащимися.
Для карточек можно предложить следующие разноуровневые задания:
Уровень 1
1. Покажите на чертеже углы падения и отражения света. Сформулируйте закон отражения света.
2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?
Уровень 2
1. При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным равен 60е?
2. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен углу между падающим лучом и отраженным. Чему равен угол падения?
Уровень 3
1. Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стены окрашены в темный цвет?
2. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили от 30° до 45°. Как изменится угол между падающим и отраженным лучом?
3. Справедлив ли закон отражения света в случае падения света на лист бумаги?
Уровень 4
1. В утренние и предвечерние часы отражение Солнца в спокойной воде ослепительно яркое, а в полдень его можно рассмотреть, не жмурясь. Объясните это явление.
2. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60°?
3. Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Плоское зеркало.
2. Изображение предмета в плоском зеркале.
3. Нахождение области видения предмета в плоском зеркале.
1. Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом, если падающий на нее пучок параллельных лучей после отражения остается параллельным.
Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обратить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину - светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отраженный пучок такой вершины не имеет).
2. Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника света, называются изображениями этого источника света.
Изображение S1 - мнимое изображение (рис. 42). Термин «мнимое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не сходятся, и лишь свойство нашего глаза собирать на сетчатке расходящиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.
Легко доказать, что точки S и S1 симметричны.
Следует подчеркнуть, что:
В плоском зеркале изображение предмета - мнимое, прямое, равное по размеру предмету - находится на таком же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом.
При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.
3. В заключение урюка необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.
III. Решение задач
С целью закрепления изученного материала оставшуюся часть урока желательно посвятить решению задач. Некоторые задачи могут быть разобраны у доски, другие - даны для самостоятельного решения.
Задача 1
Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью он приближается к своему изображению?
Задача 2
Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале? Если да, то как можно в этом убедиться?
Задача 3
На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно увидеть изображение люстры?
Задача 4
Три точки, расположенные на одной прямой, отражаются в плоском зеркале. Будут ли изображения этих точек расположены на одной прямой.
Задача 5
Постройте изображение треугольника AВС в плоском зеркале (рис. 43). Определите графически область видения изображения.
Домашнее задание
1. § 64 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Сб. задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1547, 1549, 1551, 1554.