Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях; повторить орфограммы глагола.
Ход урока
I. Словарный диктант
Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не все скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; растаяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.
Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
(Чтение § 98 (с. 350—351). Беседа по содержанию параграфа.)
— Сколько частей может быть в сложном предложении?
— Какой связью части сложного предложения могут быть связаны между собой?
— В каких случаях возникают трудности в постановке знаков препинания в многокомпонентном сложном предложении?
— Обратите внимание на предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложные синтаксические конструкции).
1. Сочинение и подчинение.
Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.
2. Сочинение и бессоюзная связь.
Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: я своими глазами видел один раз, как он сердился и топал ногами.
3. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.
IV. Закрепление
1. Выполнение заданий учителя.
Задание: записать предложения под диктовку, составить их схемы, указать вид связи: с — сочинительная, п — подчинительная, б — бессоюзная.
1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.
![]()
2. Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостно играли в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю сильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального или страшного.
![]()
3. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.
![]()
4. С моря в ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.
![]()
2. Выполнение упражнения 493 (предложения 2, 3, 4, 7).
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 98.
2. Составить три предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, скобочные и блочные схемы.