Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; учить различать текст и предложения; соотносить содержание текста и рисунок к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, составлять текст из деформированных предложений, развивать речь на основе воспроизведения содержания знакомых детям сказок; ввести в активный словарный запас слова «текст», «предложение».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся различать текст и предложение, выделять предложения из текста, составлять из слов и сочетаний слов предложения, располагать предложения так, чтобы получился текст, подбирать заголовок к тексту.

ОБОРУДОВАНИЕ: каски героев сказки «Колобок»: Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Колобок; карточки с буквами Т, Е, К, С, Т.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие.

Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Воспроизведение содержания сказки. Разыгрывание сценки из сказки «Колобок» подготовленными учениками.


3. Актуализация знаний

У детей в масках героев сказки «Колобок» в руках карточки с буквами: Колобок — Т, Лиса — Т, Медведь — С, Волк — К, Заяц — Е.

— Расставьте героев сказки «Колобок» на тропинку по порядку так, как Колобок их встретил. Прочитайте полученное слово, тогда узнаете тему нового раздела учебника «Русский язык». (Колобок — Заяц — Волк — Медведь — Лиса.)

Ключевое слово: текст.


4. Целеполагание

1. Знакомство со шмуцтитулом (с. 9) и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела «Чему будем учиться»

— Прочитайте название раздела. (Текст, предложение, диалог.)

Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая второй раздел

«Текст, предложение, диалог». (Мы будем учиться отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, научимся распознавать диалог в письменной речи.)

Тему нашего урока прочитайте на странице 10.

Определите, какие познавательные задачи на этом уроке нам предстоит решить. (Ответить на вопросы: что такое текст? Что такое предложение?)


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 10, упр. 1)

Наблюдение над связью предложений в тексте

— Прочитайте текст самостоятельно.

— Прочитайте выразительно текст вслух.

Можно ли сказать, что вы прочитали текст? (Да.)

Об одном явлении или о разных говорится в предложениях текста? (О разных.)

О ком и о чём говорится в каждом предложении? (О солнце, о появлении сосулек, о таянии льдинок, о весёлом чириканье воробьев.)

О приближении, какого времени года говорят, описанные в тексте события? (О приближении весны.)

Рассмотрите рисунок. Подходит ли рисунок к тексту? (Да, подходит.)

Прочитайте заголовки. Подумайте, какой из данных заголовков: «Льдинки на окне», «Весна пришла», «Первый весенний денёк» подходит к тексту. (Первый весенний денёк.)

Предложите свой заголовок.

Заслушивания ответов учащихся.

— Итак, из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Как вы думаете, можно ли называть текстом одно предложение?

(Нет.)

Можно ли назвать текстом несколько предложений, каждое из которых сообщает сведения, не связанные между собой? (Нет.)

Как в устной речи одно предложения отделяется от другого? (Паузой.)

Какой вывод вы можете сделать? (Текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.)

Прочитайте на странице 10 сведения о языке.

Сведения о языке читают учащиеся.

2. Первичная проверка понимания

— Послушайте. Определите текст и набор предложений. Постарайтесь обосновать свой выбор.

• Вот кот. Миша рисует кораблик. В лесу выросли грибы. Мама читает малышу сказку.

• Вот тёмный бор. Там растут ели и сосны. Под старой елью вырос гриб. Он большой и крепкий.

Что вы можете сказать? (В первом случае — это набор предложений, так как предложения не связаны между собой по смыслу. Во втором случае — это текст, так как все предложения здесь связаны между собой по смыслу.)

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа с учебником (с. 11, упр. 2)

— Прочитайте ещё раз текст 9 учебнике. 11, упр. 1).

Определите, какая мысль выражена словами каждого предложения.

Обратите внимание на оформление предложений на письме.

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово записывается с заглавной буквы.)

Что стоит в конце каждого предложения? (В конце предложений стоит точка.)

Как отделяются на письме слова друг от друга? (Между словами предложения — пробел.)

Постарайтесь найти в тексте предложение, которым можно подписать этот рисунок. (Весело зачирикали воробьи.)

Спишите это предложения с комментированием.

Алгоритм списывания с комментированием:

1. Прочитать предложение вслух.

2. Отчётливо и ясно проговорить каждое слово по слогам.

3. Затем прочитать шепотом, запоминая, как пишутся слова.

4. После этого проговорить по слогам первое слово.

5. Записать первое слово.

6. Проверить написанное слово.

7. Так же записывай каждое слово предложения.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в тетради (с. б, упр. 1)

— Рассмотрите рисунки, попробуйте по ним определить сказки. Составьте небольшие рассказы о персонажах этих сказок.

Подумайте, можно ли каждый устный рассказ назвать текстом?


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Прослушайте отрывок из сказки «Курочка Ряба».

«Дед и баба плачут; курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».

— Определите названия сказки. («Курочка Ряба»).

Определите эту часть сказки: начало, середина или конец. (Конец.)

Работа в тетради (упр. 3)

Составление из слов и сочетаний слов предложений; определение, из какой сказки эти предложения; установление такой последовательности предложений, которая бы соответствовала той, что дана в сказке.


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. б, упр. 2)

— Прочитайте начало предложения. Постарайтесь закончить предложения по его началу. Проверьте записанные предложения.

— Подумайте, можно ли назвать записанные предложения текстом.


8. Домашнее задание

Продолжить сказку (рабочая тетрадь, упр. 3, устное задание).


9. Подведение итогов урока

— Из чего состоит текст?

Закончите предложения.

Работа с информацией о языке (с. 10)

• Предложения в тексте всегда связаны между собой по ... (Смыслу.)

• Текст можно ... (Озаглавить.)


10. Рефлексия

— Постарайтесь закончить предложения.

Запись на доске:

Сегодня я узнал, что текст состоит из ...

Теперь я знаю, что предложения в тексте ...

Задание трудное, но интересное ...

Теперь я умею ...