Буквосочетания чк, чт, чн - Урок 2

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Буквосочетания чк, чт, чн - Урок 2

ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся писать слова с сочетаниями чк, чн, чт; подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки сказочных героев Знайки и Незнайки, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

Два ученика выполняют задание на доске.

Остальным учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте.


3. Актуализация знаний

— К нам на урок сегодня вновь пришли Знайка и Незнайка. Учитель попросил их записать слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?



— В каких словах допущены ошибка. Обоснуйте свой ответ. (При написание слов с буквосочетаниями чк, чн мягкий знак не нужен, так как [ч'] — всегда мягкий звук.)


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Буквосочетания чк, чт, чн». Определите учебную познавательную задачу урока. (Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк, чт, чн?)

Сегодня на уроке вы будете учиться писать слова с сочетаниями чк, чн, чт; подбирать примеры слов с этими сочетаниями.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

— Спишите в тетрадь слова, которые записал Знайка. Подчеркните сочетания чк, чн. (Внучка, птички, девочка, сказочный, сочный.)

Работа по учебнику (с. 114, упр. 10)

— Прочитайте стихотворение В. Орлова.

Выполните задание в конце упражнения.

Способ проверки: самопроверка.

2. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа в тетради (с. 55, упр. 63)

— Произнесите слова. Напишите слова буквами.

Прочитайте слово, в написании которого нет мягкого знака. (Почта.)

3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 111, упр. 5)

— Прочитайте скороговорку. Назовите рифмующиеся слова. (Речка — печка.)

Спишите скороговорку. Подчеркните сочетание чк.

Коллективная работа

— Ребята, а как вы думаете, стихи легко сочинять?

А хотите научиться сочинять стихи?

Сначала подберите рифму.

Птичка — ... синичка

— Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.

На кормушку села птичка...

(Желтогрудая синичка.)

Получилось? Молодцы! Давайте продолжим.


Слова-рифмы

Пример стихотворения

Опушка — ушко

Заяц плакал на опушке...

(У него замёрзли ушки.)

Снежок — лужок

Выпал беленький снежок...

(И покрыл он весь лужок.)

Дружок — кружок

Полюбуйся ты, дружок,

(Стали дети все в кружок.)

Лес — чудес

Здравствуй, лес, зимний лес...

(Полный сказок и чудес.)


Работа по учебнику (с. 111, упр. 6)

— Устно подберите слова, которые будут созвучны с данными словами. (Дочка — кочка, мочка; лисичка — сестричка; ручка — ночка.)

Попробуйте придумать свои рифмы со словами дочка, лисичка, ручка.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам

— Прочтите стихотворение, которое написано у вас на карточках. Скажите, о ком говорится в этом стихотворении.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

— О ком это стихотворение?

Чему учит нас это стихотворение?

Когда мы должны помочь птицам? (Зимой, весной.)

Действительно и зимой, и весной нужно подкармливать птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.

Подчеркните в тексте слова с сочетанием чк.

Прочитайте эти слова.

Работа над орфоэпией.

— А вы знаете, что сочетание чн очень интересное. Некоторые слова с эти сочетанием особенно произносятся.

— Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано на доске.

Стихотворение записано на доске. В словах сочетание чн подчёркнуто.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил...

Просто было очень скучно...

Но теперь-то я послушный!

Работа по учебнику (с. 111, упр. 4)

Работа с орфоэпическим словарём на странице 136 учебника. Отработка правильного произношения.


7. Самостоятельная работа

Задания по индивидуальным карточкам

Карточка 1

Задание 1. Вставь пропущенные буквы,

остро.., арбу.., рыболо.., моро..

л..дина, бабоч.жа, стал..ной, птен..чик

хле.., рыба.., ларохо.., голу..ь, медве..ь

Задание 2. Составь и запиши предложение с одном из слов.


Карточка 2

Задание 1. Вставь пропущенные буквы.

девоч..ка, синич..ка, птич..ка, пал..то

бол..ница, ноч..ной, васил..ки, звер..ки

ястре.., обе.., дож..ь, сапо.., сторо..

Задание 2. Составь и запиши предложение с одном из слов.


8. Домашнее задание

Выполнить задание по учебнику на с. 112, упр. 7.


9. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Чему он нас научил?

Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 114).


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке мне показалось наиболее интересным задание...

Затруднение у меня вызвало ...

Я оцениваю свою работу ...

Я могу себя похвалить за ...