Разделительный твёрдый знак

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Разделительный твёрдый знак

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети узнают новую букву ъ, не обозначающую звука;

• уточнят значение ъ — разделять произношение согласного и гласного звуков;

• научатся читать слова с разделительным ь;

• приведут в систему знания о буквах и звуках алфавита, выделят группы букв, обозначающих один звук; буквы, обозначающие два звука; группу букв, не обозначающих ни одного звука;

• научатся сравнивать назначение буквы ь и буквы ъ.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Объясните её смысл.

Сколько букв мы уже знаем? (32) Сегодня мы изучим последнюю, 33 букву.


2. Мотивация учебной деятельности

— Решите ребусы. Запишите ответы в тетрадь для печатания.




— Решите анаграммы. Образуйте из букв и слогов новые слова. Выберите нужные картинки из предложенных на доске.

икра — (раки)

исток — (кости)

ропот — (топор)

камыш — (мышка)

— Прочитайте слова в первых двух столбиках на странице 76. Что обозначают эти слова? На какой вопрос отвечают? (На вопрос что? отвечают неодушевлённые предметы.)

Чем отличаются слова первой строки от слов второй строки? (На верхней строке предмет единственного числа. На нижней — множественного.)

Прочитайте эти слова так, чтобы ясно слышалось ударение. Скажите, как называется лес, в котором растут одни берёзы. (Березняк, берёзовая роща.)

Как называется лес, в котором растут одни сосны? (Сосновая роща. Бор.)

Как называется очень густой лес? (Чаща.)

Как называется поваленный лес? (Валежник.)

Как называется группа фруктовых деревьев? (Сад.)

Как называется культурно обработанный лес? (Парк.)

Прочитайте слова третьего и четвёртого столбиков. Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (Слова отвечают на вопросы что делает? что делают? и обозначают действия предметов.)

Прочитайте слова, которые обозначают действие, производимое одним человеком. (Льёт, пей.)

Прочитайте слова, которые обозначают действие, производимое несколькими людьми. (Льют, пьют.)

Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? Какую роль выполняет разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак отделяет согласный звук от гласного, а также служит для обозначения мягкости согласного звука.)

Прочитайте наизусть стихотворение «Хвосты» или «Ключ».


3. Работа по теме урока

— Сколько мы изучили гласных букв? (10 букв.)

Сколько мы изучили согласных букв? (21 букву.)

Какая буква не обозначает звука? (Это ь.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой, не обозначающей звук. Выполните слого-звуковой анализ слов, которые обозначают действия детей: ребёнок садится на стул, ребёнок съедает печенье. (Сел, съел.)

Напечатайте первое слово сел. Как мы можем превратить слово сел в слово съел? (Звук [с] и звуки [й'э] слышатся раздельно, но нельзя поставить разделительный ь, так как звук [с] не слышится мягко. Тут нужен другой разделительный знак. Какой? Твёрдый разделительный знак.)

Да, для этого случая существует другая буква — разделительный твёрдый знак. Теперь запишите новое слово. Прочитайте его и послушайте, как звучат звуки в слове съел. Послушайте о твёрдом знаке стихотворения.

Учитель раздаёт детям листочки с напечатанным текстом.

— Запомните, как пишется буква ъ.

Как мы пишем твёрдый знак?

Твёрдый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Был мягкий знак высоковат

Сказали буквы строго:

— Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак.

Что превратился в Ъ.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

(В. Степанов)

— Найдите место на ленте букв для нашей новой буквы — ъ. Почему выставили ъ в верхний ряд? (Обозначает твёрдость согласного звука.)

— Обратите внимание на пару слов сел — съел и скажите, какая гласная буква стоит после буквы ъ. (Буква е.)

Выставьте её в кассе букв. Прочитайте стихотворения, и вы узнаете, какие ещё гласные могут стоять после буквы ъ.

Перед школой, утром рано,

Я на стройку захожу.

За большим подъёмным краном

По утрам теперь слежу. (Буква ё)

(А. Барто)

— Расскажите всё, что вы узнали о ъ? (Разделительный твёрдый знак ставится после согласных перед гласными буквами я, е, ё и служит для разделения твёрдого согласного и гласного звуков. После разделительного ъ пишутся буквы е, ё, я.)

Проведём игру «Живые картинки». Поможем Незнайке прокатиться на автомобиле.

Действия: ехал — съехал, объехал, подъехал, въехал, разъехался, отъехал, наехал, уехал.

— Прочитайте слова в столбиках на странице 75. Какие звуки обозначают гласные буквы, когда стоят после разделительного ъ? (Они обозначают два звука: [й*] и соответствующий звук [а], [э], [о].)

Прочитайте стихотворение «Что написано в тетрадке?» (с. 77). О чём объявил малыш? (Что умеет хорошо писать.)

Что оказалось? (Он неумел ни писать, ни читать.)

Как называют таких людей? (Хвастунишками.)

Прочитайте стихотворение ещё раз эмоционально, выразительно. Прочитайте слова, в которых маленький хвастунишка рассказывает о своих успехах. Прочитайте слова взрослого человека, который увидел на листочке одни каракули. Найдите слова маленького хитреца, из которых становится ясно, что он не умеет ни писать, ни читать. Читаем по ролям.

Образуйте новые слова и прочитайте столбики слов на карточках. Объясните значение каждого нового слова.

объявил (сообщил, рассказал)

подъём

съезд

объявление

подъёмник

въезд

объявился

подъёмный

подъезд

Посмотрите, как на письме обозначается эта орфограмма. (Одной чертой подчёркиваются согласная и гласные буквы. Двумя черточками подчёркивается твёрдый знак. Въе)

— Подчеркните в данных словах орфограмму с разделительным ъ. В чём состоит отличие между разделительными знаками ь и ъ? А что общего в их написании? (Они оба разделяют, не дают сливаться согласному звуку с гласным звуком. Оба знака пишутся после согласной буквы, за ними следуют гласные буквы. Гласные буквы, стоящие после ъ и ь знаков, дают два звука.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— Назовите буквы, не обозначающие никакого звука.