В. А. Осеева и её произведения для детского чтения

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

В. А. Осеева и её произведения для детского чтения

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством В. А. Осеевой для детей;

• усовершенствуют навыки чтения;

• разовьют речь, научатся пересказывать доступные по объёму тексты;

• научатся оценивать поступки героев произведений;

• проявят интерес к творчеству русских писателей;

• научатся чувству уважения к старшим и сверстникам.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Как вы понимаете смысл пословицы: Человек без друзей — что дерево без корней? (Вез друзей жить нельзя. С другом весело жить, легко, можно посоветоваться...)

Расположите фамилии писателей и поэтов, с которыми познакомились за это время, в алфавитном порядке. Поставьте нумерацию около каждой фамилии. Подумайте, как поступить с фамилиями на одну букву.


2. Работа по теме урока

— Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведениями В.А. Осеевой. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Однако всё изменил переезд семьи в

Москву. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в детский дом для сирот, где дети не только жили, но и работали, поняла, что её настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Работая воспитательницей, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, пьесы и ставила их вместе с детьми. В своих рассказах Валентина Александровна учила детей вежливости, честности, уважению к людям. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Прочитайте несколько маленьких рассказов В. Осеевой. Сама Валентина Александровна говорила: «Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: «Понравился тебе рассказ?» Я ответила: «Не знаю. Я о нём не думала». Мама очень огорчилась. «Мало уметь читать, надо уметь думать», — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».

Прочитаем рассказ «Синие листья». 0 ком говорится в этом рассказе? Почему у Нины на рисунке оказались листья синего цвета? Выражение «Надо так давать, чтобы можно было взять» стало пословицей, правилом в отношениях между друзьями.

Читаем рассказ «Сыновья». Узнаем, почему старичок увидел только одного сына. (Он видел всех. Но понравился ему только один сын, который помог матери нести вёдра.)

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой... и т. д.


— Что мы будем читать стихотворение или прозу? Как рассказ называется? («Печенье».)

О чём этот рассказ? (О маме, о бабушке, о Мише, о Вове.)

Как вы думаете, кто они? (Может быть, братья, а может, друзья.)

Как семья готовилась к чаепитию? Как поступили мальчики с печеньем?

О чём это говорит? Что делали мама и бабушка, пока мальчики пили чай с печеньем? (Они молчали и пили пустой чай.)

Почему они не сделали им замечание? (Им хотелось, чтобы мальчики сами догадались.)

Как вы думаете, мальчики поняли, что вели себя неправильно?

Прочитаем текст «Печенье» по ролям. Видите ли вы разницу в поведении мальчиков? Прочитайте, как вёл себя Вова? А теперь прочтите, как вёл себя Миша? Появилась ли у вас надежда, что мальчики поймут, что поступили нехорошо? (Да.)


3. Рефлексия учебной деятельности

— С творчеством какого автора вы познакомились?

Какой рассказ вам понравился?