Звуки [х] и [х'], буква Хх (с. 30-31) - 11-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [х] и [х'], буква Хх (с. 30-31) - 11-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Развитие фонематического слуха;

б) формирование умения различать звуки [х] и [х’];

в) знакомство с буквой Хх, формирование умения читать слова с этой буквой в составе предложений, текстов;

г) расширение круга чтения.

Ход урока

1. Анализ звуков [х] и [х’].

— Аня и Ваня взяли в библиотеке книгу и решили её вместе прочитать. Книжка оказалась очень весёлой, ребята прочитают одну страничку — захихикают, посмотрят на другую — захохочут. Послушайте эти слова: хохочет, хихикает.

Какие же согласные звуки помогают хохотать, хихикать? ([х] и [х’].) Как вы определили, что это согласные звуки? (При произнесении этих звуков корень языка создаёт преграду выходящему воздуху.)

2. Знакомство с буквой х. Работа на с. 30.

— Художник, который нарисовал в этой книжке весёлые картинки, показывает нам букву х, которой обозначаются звуки [х] и [х’]. Посмотрите на эту букву.

3. Чтение слогов.

— Посмеёмся вместе с Аней и Ваней: “Ха-ха-ха! Хо- хо-хо! Ху-ху-ху! Хи-хи-хи! Хе-хе-хе!”

4. Представление книги стихов Д. Хармса.

На доске записано: “Стихи Даниила Хармса”. В руках учителя книга с произведениями поэта.

— Содержание книги какого поэта так развеселило ребят? Хотите ли и вы почитать эти весёлые стихи?

5. Работа на с. 31.

— На странице “Азбуки” есть отрывок одного из стихотворений Д. Хармса. Прочитаем его.

Чтение осуществляется с учётом дифференцированного подхода к учащимся. Первые четыре строчки читает кто-то из детей, знающих все буквы, а последующее четверостишие — весь класс хором. Произведение до конца дочитывается учителем.

6. Рассматривание рисунка на с. 30. Работа с разрезной азбукой (или печатание).

— Куда отправился художник для создания своих новых рисунков? (На острова.) Кого он рисует? (Слона.) Как называется нос у слона? (Хобот.) Составьте это слово из букв.

7. Работа в паре. Чтение слов на с. 30: горох, ворох, порох...

— Поупражняйтесь в чтении слов с новой буквой.

8. Подготовка к чтению текста “На острове Хохотания”.

— Прочитайте заголовок. О чём говорит название этого острова? Хотелось бы вам попасть на этот остров? Как будут называть девочек на этом острове? (Хохоталки.) А мальчиков? (Хохотунчики.) Можно ли пошалить на этих островах?

9. Чтение текста.

10. Словотворчество: “смехокат”, “смехолёт”.

11. Подведение итогов.

— Чему учились на уроке? Со стихами какого поэта вы познакомились благодаря изучению новой буквы? Кто хочет дома продолжить чтение его стихов? Если возникнет желание, можете одно из них выучить наизусть.