Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать - Урок 2

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать - Урок 2

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся будут совершенствовать навык написания изученных словарных слов.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова — названия растений из орфографического словаря, которые вы выписали. В словах назовите буквы, которые требуют запоминания. (Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, яблоня.)


2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка.

На доске запись:

Снегирь, лопата, лесничий, лягушка, дорога, тетрадь, столовая, медведь.

Задание. Объясните происхождение этих слов. Выпишите слова, написание которых надо запомнить. Подчеркните буквы, требующие запоминания.


3. Целеполагание

— Мы продолжаем работать над темой «Ударные и безударные гласные звуки». На уроке вы будете упражняться в написании изученных словарных слов.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 105, упр. 166.

— Сравните написание однокоренных слов. Определите корень в однокоренных словах. Составьте и запишите предложения со словами по выбору.

Работа по учебнику. С. 105, упр. 167.

Выполнение задания по вариантам.

Вариант 1. Выписать слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить.

Вариант 2. Выписать слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

Способ проверки: взаимопроверка, проверка по орфографическому словарю.

Работа по учебнику. С. 106, упр. 168.

Выразительное чтение стихотворения В. Семёнова. Выполнение заданий к упражнению.

Словарная работа.

Работа со словарным словом малина: объяснение значения слова (ягодный кустарник и ягоды этого растения), происхождение (некоторые ученые связывают происхождение слова с корнем -мал-: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок), написание слова.

— Можно ли утверждать, что слова малина и малиновка — это однокоренные слова?

Чтение рубрики «Страничка для любознательных» (учебник, с. 106).

Творческий диктант.

Подобрать и выписать из словаря слова. Подчеркнуть в словах буквы, требующие запоминания.

1) слово, близкое по значению слову дети (ребята);

2) слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);

3) слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);

4) слово-название плода яблони (яблоко);

5) слово, противоположное слову чужбина (родина);

6) слово-название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);

7) кого так называют: рыжая (лисица), квакушка (лягушка), косолапый (медведь);

8) птенец вороны (воронёнок);

9) слово-приветствие при встрече (здравствуй).


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Задания по индивидуальным карточкам.

Карточка

Спиши предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Таня пошла в сад. Там росла м_лина. Дев_чка собрала полное ведро _год. ________________­____________________


6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 106, упр. 169.

— Выпишите сочетания слов, которые подходят к рисункам. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.


7. Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря 8 словарных слов. Подчеркнуть буквы, которые требуют запоминания.


8. Подведение итогов урока

— Различается ли написание не проверяемых ударением гласных в корне однокоренных слов?

Какие слова в русском языке называются словарными?

Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

В заключение урока послушайте стихотворение.

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.


Правит ими государь

По прозванию Словарь,

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.


Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.