Как переносить слова с одной строки на другую - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как переносить слова с одной строки на другую - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(Предупредительный диктант.)

Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку крошки.

— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем букву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)

— Кто может проверить безударную гласную в слове кормушку? (В кормушку насыпают корм.)

— Какие орфограммы в словах пищу, ищут? (ЩУ пиши с буквой У.)

(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)

— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, вспомните, какими словами мы их проверяли.

2. Словарная работа

— Запишите слово желтый.

— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)

— Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

— Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это “два”.

Укол я перенес у-кол

И получил за это “кол”.

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет “пять”.

А. Шибаев

— Как вы думаете, будет у ученика “пять”? (Нет.)

— Почему? (Он не знает правила переноса.)

— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Чтобы не получать “два”, мы сегодня повторим правила переноса.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)

Упр. 107(с. 71).

— Прочитайте правила переноса.

— Как переносят слово? (По слогам.)

— Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)

— Как переносят удвоенные согласные?

Упр. 108 (с. 71).

— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)

(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, вариант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика работают на обратной стороне доски.)

— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики на доске.

— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях “!”.

V. Физкультминутка

А часы идут, идут —

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

(Наклоны влево и вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(Глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят.

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Остановиться.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 109 (с. 72).

— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

— Придумайте заголовок. (Осень.)

— Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)

— Выполните письменное задание к тексту.

— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)

Упр. ПО (с. 72).

— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)

— Поработайте в парах.

— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)

— Выполните письменное задание.

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.)

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?

— Какие слова нельзя переносить?

— Кто из вас не ошибается при переносе слов?

Домашнее задание

Повторить упр. 107 (с. 71).

Выполнить упр. 111 (с. 72).

Программный уровень. Списать, разделив слова для переноса.