Русский язык 5 класс - диагностические работы - 2017 год
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. В каком слове есть согласный звук [с]?
1) князь
2) бороться
3) сбить
4) дерзкий
![]()
2. В каком слове на месте пропуска следует писать Ь?
1) камен...щик
2) нач...ну
3) поч...товый
4) тон...ше
![]()
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Алфавит — расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.
2) В русском алфавите 36 букв.
3) В каждом согласном звуке есть шум.
4) Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв.
![]()
4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
1) Антонов, Авдеев, Базаров
2) Казаков, Курицын, Куницын
3) Москвин, Павлов, Петров
4) Булычёв, Николаев, Львов
![]()
5. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) звонит
2) начали
3) торты
4) алфавит
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)Древнейший русский рукописный почерк назывался устав. (2)Он отличался чётким каллиграфическим начертанием букв,(1) каждая буква писалась раздельно,(2) ставилась перпендикулярно строке и имела почти геометрические формы.
(3)Особый вид устава, который использовался для украшения книг, назывался вязью. (4)Вязь — это декоративное письмо, оно в первую очередь применялось в заглавиях. (5)Слова и буквы в строке будто вязались в непрерывный орнамент. (6)Для этого буквы соединялись между собой или вписывались друг в друга, а пустоты заполнялись украшениями.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Почему русское декоративное письмо называлось вязью?”
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
![]()
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором согласный звук оглушается.
8. Из предложения 3 выпишите слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
9. В предложении 2 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей однородные члены предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. В каком слове есть согласный звук [д]?
1) молотьба
2) городок
3) здесь
4) сердце
![]()
2. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
1) вскол...зь
2) мен...ше
3) руч...ной
4) пис...менность
![]()
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Фонетика изучает звуки речи.
2) В русском алфавите 34 буквы.
3) Звукопись — одно из выразительных средств языка.
4) Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
![]()
4. В каком ряду названия городов расположены строго в алфавитном порядке?
1) Москва, Саратов, Самара
2) Саратов, Санкт-Петербург, Сызрань
3) Пенза, Петрозаводск, Санкт-Петербург
4) Ростов-на-Дону, Тверь, Тамбов
![]()
5. В каком слове ударение не падает на второй слог?
1) квартал
2) досуг
3) облегчить
4) звонишь
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)В древности люди общались только устно. (2)Но постепенно возникла потребность передавать мысли на расстояния,(1) сохранять их для будущих поколений,(2) и люди стали придумывать для этого разные способы. (3)Древние индейцы, например, для передачи сообщения завязывали на верёвке в определённом порядке узелки разной формы и цвета. (4)Некоторые племена Африки использовали чередования звуков больших барабанов.
(5)Только во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы додумались записывать звуки специальными значками — буквами. (6)Расположив буквы в определённом порядке, они получили первый алфавит.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Как передавали информацию древние индейцы?”
1) 2
2) 3
3) 4
4) 6
![]()
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором все согласные звуки мягкие.
8. Из предложения 1 выпишите слово с непроизносимой согласной.
9. В предложении 2 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей части сложного предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. В каком слове есть гласный звук [а]?
1) прямой
2) пояс
3) пряник
4) мячи
![]()
2. В каком слове Ь не обозначает мягкости согласного?
1) деньги
2) вьюга
3) мельче
4) мышь
![]()
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Фонетика изучает все звуки окружающего нас мира.
2) В русском алфавите 10 гласных букв.
3) В некоторых случаях Ь для обозначения мягкости согласного не пишется.
4) О букве говорят, что она обозначает звук.
![]()
4. В каком ряду нарушено алфавитное расположение имён?
1) Наталья, Никита, Нина
2) Ольга, Мария, Марина
3) Владимир, Дмитрий, Николай
4) Денис, Дмитрий, Евгений
![]()
5. В каком слове произносится твёрдый согласный перед Е?
1) музей
2) библиотека
3) теннис
4) термин
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)На чём писали люди в древности? (2)Ассирийцы выцарапывали письма на глиняных табличках, которые потом обжигали. (3)В Египте писали на папирусе. (4)Его изготавливали из стеблей водного растения и хранили в особых рулонах — свитках. (5)На Руси долго писали на бересте. (6)Берёзовую “страницу” очищали, распрямляли, варили в обычной воде, чтобы сделать мягкой, пригодной для письма. (7)Первую бумагу научились делать в Китае из древесной коры,(1) старых рыболовных снастей и тряпья,{2) и китайцы долго хранили в секрете способ её изготовления.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “На чём писали люди на Руси?”
1) 2
2) 3
3) 5
4) 6
![]()
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором все согласные звуки мягкие.
8. Из предложения 5 выпишите слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
9. В предложении 7 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей части сложного предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком слове есть гласный звук [о]?
1) голоса
2) жильё
3) молодая
4) шоколад
![]()
2. В каком слове на месте пропуска следует писать разделительный Ь?
1) мос...тик
2) воз...ми
3) в...ётся
4) об...яснение
![]()
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Гласные звуки состоят из голоса и шума.
2) В русском алфавите 33 буквы.
3) Звукопись — одно из выразительных средств языка.
4) Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
![]()
4. В каком ряду фамилии писателей расположены строго в алфавитном порядке?
1) Б. Житков, С. Михалков, С. Маршак
2) А. Пушкин, Л. Толстой, А. Фет
3) И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов
4) А. Фет, К. Чуковский, А. Чехов
![]()
5. В каком слове не следует произносить [шн]?
1) пустячный
2) скворечник
3) скучно
4) точно
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)Чем писали люди в древности? (2)В Греции на деревянных дощечках, залитых воском, выцарапывали буквы заострённой палочкой из тростника. (3)В Египте писцы выводили иероглифы, макая кисточку в чёрную или красную краску. (4)Почти до середины 19 века на Руси писали гусиными перьями. (5)Перо выдёргивалось из левого крыла птицы,(1) оно должно было быть ровным,(2) довольно мягким. (6)Кончик опускали в горячую воду, срезали наискось и осторожно расщепляли маленьким ножичком (“очиняли”). (7)Такие ножи обычно носили с собой и называли перочинными.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Чем писали люди на Руси?”
1) 2
2) 3
3) 4
4) 6
![]()
Часть 2
7. Выпишите из предложения 7 слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
8. Из предложения 2 выпишите слово с непроизносимой согласной.
9. В предложении 5 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей однородные члены предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.