Русский язык 5 класс - диагностические работы - 2017 год
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) отец, отчество
2) известие, весточка
3) созвездие, звезда
4) доля, долина
![]()
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) берёзовый
2) пробежит
3) (нет) мест
4) облако
![]()
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.
A) предл...гать
Б) подр...сла
B) комн...та
Г) отд...вать
1) все
2) А и Б
3) Б, В, Г
4) А, В, Г
![]()
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) бе...крайний, ...беречь
2) и...бежать, ра...сказ
3) по...везти, о...толкнуть
4) ра...винченный, ...делать
![]()
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Морфемика изучает состав слов.
2) Основа включает корень, суффикс и окончание.
3) В корне заключён главный смысл всех родственных слов.
4) Приставка служит для образования новых слов.
![]()
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Сравните это значение с тем, в котором слово “грош” употребляется теперь, и вы получите интересный пример того, как слово приобрело в языке противоположное значение.
Б. “Грошовый” — говорят в прямом и переносном смысле о самом дешёвом, ничтожном, малозначительном.
B. Учёные предполагают, что слово “грош” произошло от латинского “гроссус”, что означает “большой”.
Г. Между тем в очень далёкие времена грош представлял собой довольно крупную серебряную монету, лишь позднее он выродился в обыкновенную медяшку.
1) А, Б, Г, В
2) В, А, Г, Б
3) Б, Г, В, А
4) Г, Б, А, В
![]()
Часть 2
7. Из предложения Б выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся (О/А) гласной в корне.
9. В каком предложении есть однородные члены? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.
Часть 3
10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) лётчик, полёт
2) водовоз, проводник
3) морозный, замораживать
4) далёкий, удалиться
![]()
2. О каком слове нельзя сказать “имеет окончание”, а надо сказать “оканчивается на...”?
1) берёзовый
2) сегодня
3) квартал
4) грузовой
![]()
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.
A) выр...сти
Б) изл...жение
B) сл...гаемые
Г) р...сток
1) А, Б
2) А, Б, В
3) Б, В, Г
4) Б, Г
![]()
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) о...давать, по...чистить
2) ...доровый, и...чезнуть
3) ...делать, бе...сердечный
4) ра...писание, в...дохнуть
![]()
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В основе заключено лексическое значение слова.
2) Корень — главная значимая часть слова.
3) Окончание служит для образования форм слова.
4) Беглыми могут быть любые гласные.
![]()
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. А наши предки, скорее всего, вкладывали в это слово неодобрительный смысл.
Б. Вероятно, в те давние времена гордость не считалась таким уж бесспорным достоинством.
B. Сейчас мы считаем гордость в общем-то положительным качеством человека.
Г. В древнеболгарском языке родственный корень “гръд” обозначал “дурной, безобразный”, а латинское слово “гурдус” значило “глупый, бестолковый”.
1) А, Б, Г, В
2) В, А, Г, Б
3) В, Б, А, Г
4) Б, Г, А, В
![]()
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово с двумя приставками.
8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся гласной (О/A) в корне.
9. Какое предложение является сложным? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.
Часть 3
10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) горизонт, горизонтально
2) подводник, водяной
3) выращенный, заросли
4) давать, давний
![]()
2. В каком слове нет приставки?
1) вырубить
2) высота
3) выходной
4) выстрел
![]()
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.
A) водор...сли
Б) предл...жение
B) прил...гать
Г) р...стение
1) А, Б
2) А, Б, В
3) Б, В, Г
4) Б, Г
![]()
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ра...давать, бе...численный
2) ...дание, и...пуганно
3) бе...жизненный, в...махнуть
4) ра...щедриться, и...морозь
![]()
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Морфема — наименьшая значимая часть слова.
2) У однокоренных слов различные лексические значения.
3) Суффикс находится перед корнем и служит для образования новых слов.
4) Беглые гласные могут быть не только в корне.
![]()
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Но что означает само слово “слово”?
Б. Слово — главная единица языка, оно служит для называния предметов окружающего мира, их свойств, действий, количества и пр.
B. Таким образом, буквально “слово” — это то, что звучит, то, что слышно.
Г. Учёные установили, что оно является близким родственником словам с корнями “слыть, слышать”, древнее значение которых было близко к “звук”, “шум”, “гул”.
1) А, Б, Г, В
2) Б, А, Г, В
3) В, Б, А, Г
4) Б, Г, А, В
![]()
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
8. Выпишите из предложения Б слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
9. Сколько грамматических основ в предложении Б? Цифрой укажите количество.
Часть 3
10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) пригорок, гористый
2) проводить, подводный
3) долина, дол
4) колотить, приколачивать
![]()
2. В каком слове две приставки?
1) предложить
2) отметка
3) безвыходный
4) рассказчик
![]()
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.
A) прил...гательное
Б) изл...жить
B) подр...стающий
Г) р...сток
1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В
4) Б, В, Г
![]()
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ра...свет, бе...умный
2) ...деланный, и...менить
3) бе...работный, во...питание
4) ра...сказать, и...пуганный
![]()
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Формы слова не различаются лексическим значением.
2) Корень — общая часть родственных слов.
3) Окончание служит для образования новых слов.
4) Приставка и суффикс служат для образования новых слов.
![]()
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Я рассудил так: главное в цирке — это арена, она круглая, как и само здание цирка.
Б. А потом из словаря я узнал, что циркуль и цирк произошли от одного латинского слова “циркулюс”, что значит “круг”, “окружность”.
B. Что общего между циркулем и цирком?
Г. Но и циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.
1) А, Б, Г, В
2) В, Г, Б, А
3) Б, Г, В, А
4) В, А, Г, Б
![]()
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово с нулевым окончанием.
8. Выпишите из предложения А слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
9. Сколько грамматических основ в предложении Г? Цифрой укажите количество.
Часть 3
10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.