Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Обстоятельство - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: раскрыть основные признаки обстоятельства, способы его выражения; систематизировать вопросы, на которые отвечает обстоятельство; научить выявлять роль обстоятельства в речи, находить обстоятельство, выделять его графически, использовать обстоятельство в собственной речи.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Выявление существенных признаков объектов. Синтез знаний. Построение аналогий. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Какую ошибку допустил Ваня в диктанте? Почему?
Солдат заорал истошным голосом и ударился озимь.
Лексическая работа: комментируются слова оземь (об землю), истошный (пронзительно-громкий, отчаянный, дикий; о голосе).
Сопоставляются морфологические признаки слов озимь (сущ.) и оземь (нар.), задаются частеречные вопросы. Учащиеся дают предварительную характеристику новому второстепенному члену.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Учащиеся читают получившиеся дома мини-сочинения, определяют, какую роль сыграли в описании природы определения, указывают, чем они выражены.
2. У доски ученик выписывает первое предложение из домашней работы и графически показывает, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения. Учитель обращает внимание учащихся на словосочетание
![]()
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся осваивают теоретический материал, комментируют все признаки нового понятия, структурируют сведения о наречии в таблице, третья часть которой заполняется в течение урока. Учителю следует обратить внимание на то, что в определении обстоятельства в учебнике не перечислены значения, которые обозначены вопросами почему? зачем? Они также вводятся в таблицу, а примеры к ним будут взяты из задания 5 (примеров в материалах учебника нет).
|
Вопросы обстоятельства |
Значение |
Примеры |
|
Где? куда? откуда? |
Место |
Совершил здесь... |
|
Когда? |
Время |
Изменилась вечером... |
|
Как? |
Способ действия |
Изменилась удивительно... |
|
Почему? |
Причина |
Заморгал от испуга... |
|
Зачем? |
Цель |
Водили напоказ... |
2. Упр. 191. Учащиеся работают с выделенными словами, внося их в таблицу. Подводя итог, учитель спрашивает, нет ли в первом предложении слова, которое является обстоятельством, но не выделено (удивительно).
3. Упр. 192 сопровождается словарной работой: запоминается написание слова отовсюду.
Учащиеся на основе опыта предыдущих уроков делают вывод о том, что существительное с предлогом может быть и дополнением, и определением, и обстоятельством, следовательно, в предложении необходимо обращать внимание в первую очередь на смысловую нагрузку, которую несёт существительное.
4. Учитель предлагает учащимся вернуться к предложению из лингвистической разминки. Предложение разбирается по членам, выявляются второстепенные члены, отвечающие на вопросы обстоятельства. Учащимся рекомендуется подумать, как определяются смысловые связи глагола заорал и существительного голосом. Учитель предлагает два варианта:
заорал (чем?) голосом (каким?) истошным;
заорал (как?) истошным голосом.
Учащиеся формулируют свою точку зрения, опираясь на смысл предложения и свои знания о значениях дополнений и обстоятельств.
5. Учащиеся подчёркивают члены предложения, называют способы их выражения, записывают в таблицу обстоятельства со значениями причины и цели.
1) Алёшка от испуга заморгал глазами и уронил свой маленький фонарик на пол. 2) По улице слона водили, как видно, напоказ. (И. Крылов) 3) На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский) 4) Она постоянно нервничала из-за ерунды.
6. Упр. 194. Дополнительно учащиеся определяют тему текста, его основную мысль и роль обстоятельств.
V. Подведение итогов урока.
Обобщая изученный материал, учащиеся приходят к выводу о том, что обстоятельства зависят от сказуемых-глаголов.
VI. Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ текста о М. Ю. Лермонтове. 2. Подобрать из упомянутых в тексте стихотворений поэта примеры предложений с обстоятельствами.