Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря Февральская лазурь - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря Февральская лазурь - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины, навыки монологической речи, умение употреблять синонимы в речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 367 — обсуждение вопросов (в это время два ученика на доске выполняют синтаксический, фонетический и морфемный разбор).

Варианты заглавий текста: “Скворёнушка”, “Лесная речка”.

Дополнительный вопрос. Как связаны слова в предложениях?

(Примерный ответ. Предложения связывают слова Скворёнушка и местоимения, заменяющие это название: она, у нее.)

2. Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Сегодня мы будем рассматривать и описывать картину И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, попытаемся передать наши впечатления от этой картины.

Понятно, что любая, даже хорошая репродукция не дает верного представления о подлиннике. Полное впечатление можно получить в художественном музее, если мы внимательно, не спеша, вдумчиво рассматриваем картину. Все же репродукция учебника сохраняет общее радостное настроение произведения И.Э. Грабаря. Кроме того, мы располагаем фрагментом рассказа самого художника о том, как создавалась “Февральская лазурь”: перечитаем текст упр. 348.

Рассмотрите репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” (см. цветную вклейку учебника).

2. Упр. 366 - выразительное чтение текста.

3. Упр. 368 — обсуждение вопросов.

Дополнительные вопросы

— Что такое лазурь? (Это светло-синий, небесно-голубой цвет.)

— Какие синонимы слова лазурь можно употребить в сочинении? (Голубизна, синева, лазурный, лазоревый, сапфировый цвет.)

— Какие синонимы можно использовать, говоря об авторе картины? (Автор, И.Э. Грабарь, художник, живописец.)

Комментарий

Сочинение можно построить как ряд последовательных ответов на вопросы упр. 368.

4. Устное сочинение.

Пример сочинения

Картина названа “Февральская лазурь”, потому что на ней изображено ясное, солнечное февральское утро, все пронизанное голубым, точнее, лазурным цветом. Лазурны не только безоблачные светлые небеса, но и снег, отражающий небо. Тени от берез на сиреневатом снегу сапфирового цвета. Кажется, на картине присутствуют все оттенки синевы — от нежно-голубого с розоватыми проблесками на освещенном солнцем снеге до глубокого синего в вышине.

Все пространство картины заполняют деревья. Создается впечатление, что березы, приготовившиеся к встрече весны, переполненные жизненной силой, не вмещаются в рамки картины, раздвигают их и вверх, и в стороны. Особенно хороша береза, изображенная на переднем плане. Она раскинула широкие ветви, слегка изогнулась, будто в радостном, вольном танце. Цвет ее ствола мерцает и словно светится изнутри, как жемчуг. Прошлогодние листья на верхушке не только не портят наряда березы, а, наоборот, украшают его своим золотистым блеском.

Хороши и другие березы. Ветви белоствольных деревьев, переплетаясь, образуют рисунок замысловатого, искусного, тонкого кружева, оттененного февральской лазурью.

Произведение И.Э. Грабаря создает светлое, радостное, ликующее настроение, оставляет ощущение праздника природы, праздника жизни.

5. Работа над черновиками сочинения.

IV. Подведение итогов

— Чем вам понравилась картина И.Э. Грабаря?

— Приходилось ли вам наблюдать наступление весны в природе?

Домашнее задание

Написать сочинение по картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.