Русский язык 6 класс - диагностические работы - 2017 год
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) позвонИт
2) спокОйнее
3) газопровод
4) укрАла
![]()
2. В каком примере допущена ошибка в образовании формы слова?
1) поезжайте
2) с тремястами
3) пара сапог
4) ихний
![]()
3. В каком словосочетании одно из слов употреблено неверно?
1) неудачливое решение
2) смелый поступок
3) усвоить правило
4) дружные ребята
![]()
4. В каком слове пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) насл...ждение
2) подр...сти
3) горизонтальный
4) п...рамида
![]()
5. В каком слове написание приставки зависит от звонкости последующего согласного?
1) бе...сердечный
2) по...держка
3) ра...збежаться
4) чере...чур
![]()
6. На месте каких цифр в предложении пишутся НН? Напишите правильный вариант ответа.
Каме(1)ые башни под деревя(2)ыми шатровыми крышами можно увидеть в центральной части почти всех стари(3)ых русских городов.
1) 1, 3
2) 2, 3
3) 2
4) 1, 2, 3
![]()
7. В какой строке в словах пропущена одна и та же буква?
1) напиш...шь о путешестви...
2) в летн...м лагер...
3) с хорош...м товарищ...м
4) провер...м на экзамен...
![]()
8. Какие слова пишутся через дефис?
A) (кое)кто
Б) (тёмно)синий
B) (двух)этажный
Г) какой(нибудь)
1) А и В
2) А, Б, В
3) все
4) А, Б, Г
![]()
9. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?
1) На перекрестке ребята остановились в (не)решительности.
2) (Не)чего было надеяться на чудо.
3) (Не)хочется казаться невеждой в этом вопросе.
4) Река в этом месте (не)глубокая, но широкая.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 10-16
(1)Жизнь человека в обществе — это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов. (2)Наш век уже стали называть веком общения.
(3)Как научиться общаться? (4)С чего начать? (5)Начинайте с внимания. (6)Осознать, что тебе не хватает внимания к Другому — это уже немалое достижение. (7)Между тем недостаток внимания — обычное дело: не догадался предложить сесть, нечаянно толкнул прохожего, не сказал вовремя “спасибо”... (8)И не потому, что ты хам, а просто невнимателен.
(9)На чём основывается внимательное отношение к людям? (10)Основа внимания к человеку — интерес к нему. (11)Кто не имеет интереса к собеседнику, общаться не научится никогда. (12)Надо научиться переносить фокус собственных интересов и внимания с себя на своего партнёра по общению.
(По материалам газет)
10. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Чтобы научиться общаться, надо быть внимательным к людям.
2) В основе недостатков поведения человека в обществе лежит хамство.
3) Внимательное отношение к людям основывается на искреннем интересе к ним.
4) Кого не интересует собеседник, тот никогда не научится общаться.
![]()
Часть 2
11. Замените разговорное слово ХАМ из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом.
12. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
13. Из предложений 6-8 выпишите краткое прилагательное.
14. Из предложения 7 выпишите словосочетание, соответствующее схеме: ![]()
15. Сколько грамматических основ в предложении 1? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
Выполните только одно из заданий — 16.1 или 16.2
16.1. “Существительные — хлеб языка” (Л. Успенский). Как вы понимаете это высказывание современного лингвиста? Отвечая на вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
16.2. Как вы думаете, почему наш век стали называть “веком общения”? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и/или из жизни.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) баловАть
2) намЕрение
3) нефтепровОд
4) послалА
![]()
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова?
1) нет ботинок
2) у ней
3) положите
4) пятьюстами
![]()
3. Какое словосочетание образовано неправильно?
1) одеть ребёнка
2) высотное здание
3) памятка читателя
4) геройский проступок
![]()
4. В каком слове пропущена проверяемая без ударная гласная корня?
1) р...стительный
2) к...сание
3) наел...ждаться
4) п...рила
![]()
5. В каком слове написание приставки определяется её значением, близостью по значению к слову “очень”?
1) пр...морский 3) пр...горюниться
2) пр...скучный
4) пр...зирать
![]()
6. Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н.
Чтобы расписная посуда блестела, как серебря(1)ая, хохломские мастера перед обжигом пропитывают её лъня(2)ым маслом и натирают оловя(3)ым порошком.
1) 1, 2, 3
2) 2
3) 3
4) 1, 2
![]()
7. В какой строке в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) расскаж...м о происшестви...
2) на дальн...й улиц...
3) в хорош...й компани...
4) построишь в деревн...
![]()
8. Какие слова пишутся через дефис?
А) кому(то)
Б) (трёх)колесный
В) (кое)какой
Г) (светло)жёлтый
1) А и В
2) А, Б, В
3) Г
4) А, В, Г
![]()
9. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?
1) Перед домом был (не)большой палисадник.
2) Ему (не)чего было сказать в ответ.
3) Мальчик удивительно (не)поседлив.
4) Этот человек мне вовсе (не)друг.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 10—16
(1)Общение — это улица с двусторонним движением. (2)0бщаясь, человек выражает свои идеи, мысли и чувства. (3)Но он должен дать возможность и собеседникам выразить их мысли, желания и настроения. (4)Следовательно, он должен уметь слушать. (5)Причина, по которой многие не могут адекватно воспринимать слова собеседника, проста: они не хотят и не умеют слушать.
(6)Умение слушать считалось важным всегда. (7)До наших дней сохранилась легенда о том, как к знаменитому Сократу издалека приехал молодой человек, чтобы овладеть искусством красноречия. (8)Поговорив с ним несколько минут, мудрец потребовал за обучение двойную плату и объяснил удивлённому юноше, что его нужно учить не только говорить, но и молча слушать.
(9)Речевой опыт многих поколений убеждает, что умение слушать — это искусство. (10)Чтобы его постичь, нужно приложить немало усилий.
(По С. Головкиной)
10. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Хороший собеседник умеет не только говорить, но и слушать.
2) Тот, кто не умеет слушать, часто неадекватно воспринимает слова собеседника.
3) Многие считают, что учиться слушать не обязательно.
4) Умение слушать — это искусство, которому надо учиться.
![]()
Часть 2
11. Замените книжное слово АДЕКВАТНО из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом.
12. Из предложения 3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
13. Из предложений 7-8 выпишите притяжательное местоимение.
14. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание, соответствующее схеме: ![]()
15. Сколько грамматических основ в предложении 9? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
Выполните только одно из заданий — 16.1 или 16.2
16.1. “Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, ...” Продолжите это высказывание Г. Солганика, современного лингвиста. Напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
16.2. Согласны ли вы с утверждением автора, что “умение слушать — это искусство”? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и/или из жизни.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) нАчали
2) дозвОнишься
3) бензопровОд
4) украИнский
![]()
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова?
1) шестидесятью
2) их книги
3) пара носков
4) не клади
![]()
3. Какое словосочетание образовано неправильно?
1) освоить новую технику
2) злостное хулиганство
3) искусный мастер
4) человечное достоинство
![]()
4. В каком слове пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1) приг...родный
2) г...ризонт
3) прик...саться
4) прим...рять (платье)
![]()
5. В каком слове написание приставки определяется значением близости к чему-либо?
1) пр...града
2) пр...брежный
3) пр...кратить
4) пр...открыть
![]()
6. На месте каких цифр в предложении пишутся НН? Напишите правильный вариант ответа.
Из стари(1)ой берестя(2)ой шкатулки она достала нарядные стекля(3)ые бусы и стала примерять их перед зеркалом.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 1, 2, 3
![]()
7. В какой строке в словах пропущена одна и та же буква?
1) постро...м на север...
2) на ветк... сирен...
3) разбуд...шь на рассвет...
4) о хорош...м мастер...
![]()
8. Какие слова пишутся через дефис?
А) (тёмно)коричневый
Б) (кое)кому
В) (юго)запад
Г) какой(то)
1) А и В
2) А, Б, В
3) все
4) А, Б, Г
![]()
9. В каком примере НЕ со словом пишется слитно?
1) Я (не)знал, как обратиться к собеседнику.
2) Путь нам предстоял отнюдь (не)близкий.
3) (Не)работа сушит, а забота.
4) Диктант мы написали хорошо, хотя он был (не)лёгкий.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 7—16
(1)Хороший собеседник умеет не только слушать, но и говорить. (2)Плохо выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (3)Этим он унижает не только другого человека, но и самого себя. (4)Убеждай логичными аргументами, яркими фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника.
(5)Во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. (6)Естественное и приветливое выражение лица подчеркнёт уважение к собеседнику. (7)Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. (8)Лучший рассказчик тот, кто заставляет других смеяться, а сам остаётся серьёзным.
(9)Разговаривая, старайся не размахивать руками. (10)Если хочешь подчеркнуть какую-то мысль, достаточно одного скупого, но выразительного жеста.
(По книге “Мир детства”)
10. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Хороший собеседник умеет не только слушать, но и говорить.
2) Тот, кто грубо перебивает собеседника, унижает и самого себя.
3) Убеждать собеседника нужно силой логики, фактами.
4) Выражение лица во время разговора не имеет значения.
![]()
Часть 2
11. Замените книжное слово АРГУМЕНТЫ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.
12. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
13. Из предложений 5-6 выпишите глагол в повелительном наклонении.
14. Из предложений 5-6 выпишите словосочетание, соответствующее схеме: ![]()
15. Сколько грамматических основ в предложении 3? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
Выполните только одно из заданий — 16.1 или 16.2
16.1. “Имена прилагательные — самая живописная, самая выразительная часть речи” (Е.А. Быстрова). Согласны ли вы с этим утверждением современного лингвиста? Отвечая на вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
16.2. Что значит быть хорошим собеседником? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и/или из жизни.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком случае допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) прибылА
2) кУхонный
3) красИвее
4) свеклА
![]()
2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова?
1) положите
2) нет времени
3) ихние
4) девятисот
![]()
3. Какое словосочетание образовано неправильно?
1) удачливый человек
2) незначительный проступок
3) дружественные страны
4) представить отпуск
![]()
4. В каком слове пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) прик...сновение
2) р...скошный
3) заг...реть
4) подр...стающий
![]()
5. В каком слове написание приставки зависит от глухости последующего согласного?
1) и...следовать
2) не...деланный
3) ра...бежаться
4) о...толкнуть
![]()
6. На месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н? Напишите правильный вариант ответа.
На картине художник изобразил листве(1)ый лес, песча(2)ый косогор в осе(3)ий пасмурный день.
1) 1, 3
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 3
![]()
7. В какой строке в словах пропущена одна и та же буква?
1) напиш...шь в сочинени...
2) нет лишн...й тетрад...
3) побыва...м на выставк...
4) с хорош...м писател...м
![]()
8. Какие(-ое) слова(-о) пишутся(-ется) через дефис?
А) кого(то)
Б) чего(нибудь)
В) (средне)вековый
Г) (пяти)тысячный
1) А и Б
2) А, Б, В
3) Б
4) В и Г
![]()
9. В каком примере НЕ со словом пишется слитно?
1) Диктант был (не)лёгкий, а трудный.
2) Терраса (не)была так ярко освещена, как комната.
3) Мне (не)к кому было обратиться за советом.
4) Бывает, сразу чувствуешь (не)приязнь к человеку.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 10—16
(1)Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. (2)Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами.
(3)Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустопорожних выражений, повторения одного и того же. (4)Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. (5)Избегай ненужных слов: понимаете, так сказать, значит, вот...
(6)Не употребляй вульгарных слов и выражений. (7)Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее. (8)Напротив, у стоящих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение.
(9)Будь в словах так же вежлив, как и во всём. (10)Словом можно порадовать человека, а можно и глубоко обидеть.
(По книге “Мир детства”)
10. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Умение хорошо говорить достигается не сразу.
2) В хорошей речи можно употреблять только те слова, значение которых ясно.
3) Чтобы казаться взрослее, можно употреблять вульгарные и грубые слова.
4) В словах и поступках нужно быть одинаково вежливым.
![]()
Часть 2
11. Замените разговорное слово ПУСТОПОРОЖНИЙ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом.
12. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
13. Из предложений 6-7 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени.
14. Из предложения 4 выпишите словосочетание, соответствующее схеме: ![]()
15. Сколько грамматических основ в предложении 3?
Часть 3
Выполните только одно из заданий — 16.1 или 16.2
16.1. “Выразительность речи в значительной степени зависит от глагола” (Л. Петровский). Согласны ли вы с утверждением современного лингвиста? Отвечая на вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
16.2. Как вы понимаете последнее предложение текста? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст- рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и/или из жизни.