Основные способы образования имён прилагательных (продолжение) - Словообразование имён прилагательных - Имя прилагательное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Основные способы образования имён прилагательных (продолжение) - Словообразование имён прилагательных - Имя прилагательное

Цели урока: 1) повторить сведения о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов и формировать представление о словообразовательном гнезде; 2) тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.


I. Словообразование прилагательных (проверка домашнего задания; упр. 400; в сильном классе – упр. 401)

По усмотрению учителя устное высказывание по теме «основные способы образования имён прилагательных» предлагается сделать одному или нескольким ученикам.

Выслушаем сообщения учащихся, которые выполняли дома индивидуальные задания. Поручим ученику, работавшему дома с упражнением 397, после того как он сделает сообщение по теме задания 1, организовать работу одноклассников с заданием 2 этого упражнения и выступить в качестве эксперта.

Материал для работы с заданием упражнения 400 распределим по вариантам: первый вариант работает с первыми тремя словами, второй вариант – с тремя последующими, после чего проводится совместная проверка.

Упражнение 401 предлагается учащимся сильного класса по усмотрению учителя.


II. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда однокоренных слов (упр. 402, задания и текст на с. 173, в слабом классе – упр. 403, всильном классе – упр. 409; упр. 404 (4, 5), 405; текст на с. 175, упр. 408-411).

Предоставим возможность учащимся слабого класса при подготовке ответа по теме упражнения 402 воспользоваться опорной записью, например:

Воспитательница ← воспитатель.

Воспитательница ← воспитатель ← воспитать.

В сильном классе предложим ребятам после внимательного рассмотрения приведённого в тексте на с. 173 словообразовательного гнезда закрыть учебники и, используя предварительно записанные учителем на доске слова с корнем -дым-, попытаться восстановить это словообразовательное гнездо в тетрадях и затем проверить свою запись по учебнику.

Предоставим учащимся слабого класса образец ответа для работы с упражнениями 403 и 405: «Словообразовательная цепочка слова бархатистость состоит из трёх звеньев. Исходное слово – бархат. От основы этого существительного суффиксальным способом с помощью суффикса -ист- образовано прилагательное бархатистый. От основы этого прилагательного суффиксальным способом с помощью суффикса -ость образовано существительное бархатистость».

Проведём совместную работу с заданием 1 упражнения 408, а затем отведём шестиклассникам время на выполнение остальных заданий, после чего организуем проверку.


Д. з.: 1) в слабом классе – упр. 404 (1-3), в сильном классе – упр. 406 (1); 2) упр. 413; 3) по желанию – упр. 410; 4) индивид. зад. – упр. 411.

Резерв – упр. 406 (2), 407.