Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Тематическое планирование учебного материала
От автора
Поурочные методические разработки составлены в соответствии с учебником М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 6 класс” (М.: Просвещение). Этот учебник переработан авторами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Пособие может использоваться учителями, работающими по другим УМК. Оно дополнено разработками тех тем, которыми от указанного учебника отличается учебник М.М. Разумовской и др. “Русский язык. 6 класс” (М.: Дрофа).
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и планируемых результатов, методических приёмов, с разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Домашние задания приводятся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. и по составной части УМК — рабочей тетради (автор-составитель Е.А. Ефремова).
Предложены различные типы заданий: словарные, объяснительные и контрольные, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, в том числе по типу ЕТЭ [1], лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работа со словарями и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по различным разделам языкознания выбраны с ориентиром на актуальность, а также на основании программы по литературе в 6 классе.
В пособие включены — с учётом возрастных особенностей детей — занимательные материалы по лингвистике, лингвистические игры. В приложении представлены интегрированные и игровые уроки, варианты индивидуальных заданий.
Особое внимание в данном пособии уделено разбору творческих заданий (сочинения, изложения, описания), приведены варианты их выполнения.
При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.
Тематическое планирование учебного материала
|
Номер урока |
Тема урока |
|
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2 ч) |
|
|
1 |
Русский язык — один из развитых языков мира |
|
2 |
Язык, речь, общение. Ситуация общения |
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе (13 ч) |
|
|
3 |
Фонетика. Орфоэпия |
|
4 |
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов |
|
5 |
Проверочная работа по темам “фонетика”, “морфемика” |
|
6 |
Части речи. Морфологический разбор слова |
|
7 |
Орфограммы в окончаниях слов |
|
8 |
Проверочная работа по теме “части речи” |
|
9 |
Словосочетание |
|
10 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения |
|
11 |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений |
|
12 |
Прямая речь и диалог |
|
13 |
Проверочная работа по темам “словосочетание”, “предложение” |
|
14, 15 |
Контрольные уроки по теме “повторение изученного в 5 классе” |
|
ТЕКСТ (7 ч) |
|
|
16 |
Текст, его особенности |
|
17 |
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста |
|
18 |
Начальные и конечные предложения текста |
|
19 |
Ключевые слова |
|
20 |
Основные признаки текста |
|
21 |
Текст и стили речи |
|
22 |
Официально-деловой стиль речи |
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (19 ч) |
|
|
23, 24 |
Слово и его лексическое значение |
|
25 |
Проверочная работа по теме “Слово и его лексическое значение” |
|
26 |
Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины A.M. Герасимова “После дождя” (“Мокрая терраса”) |
|
27 |
Общеупотребительные слова |
|
28 |
Профессионализмы |
|
29 |
Диалектизмы |
|
30,31 |
Сжатое изложение |
|
32,33 |
Исконно русские и заимствованные слова |
|
34 |
Новые слова (неологизмы) |
|
35 |
Устаревшие слова |
|
36 |
Словари |
|
37, 38 |
Семинар “Как это по-русски?” |
|
39,40 |
Обобщающие уроки по теме “Лексика” |
|
41 |
Контрольная работа по теме “Лексика” |
|
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч) |
|
|
42, 43 |
Фразеологизмы |
|
44 |
Источники фразеологизмов |
|
45 |
Обобщающий урок по теме “Фразеология. Культура речи” |
|
46 |
Контрольная работа по теме “Фразеология. Культура речи” |
|
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28 ч) |
|
|
47, 48 |
Морфемика и словообразование |
|
49 |
Описание помещения |
|
50,51 |
Основные способы образования слов в русском языке |
|
52 |
Практикум по словообразованию |
|
53, 54 |
Этимология слов |
|
55 |
Контрольный урок по теме “Морфемика и словообразование” |
|
56, 57 |
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план |
|
58 |
Буквы а и о в корне –кас - кос- |
|
59 |
Буквы а и о в корне –гар - гор- |
|
60 |
Буквы а и о в корне –зар - зор- |
|
61 |
Буквы ы и и после приставок |
|
62-64 |
Гласные в приставках пре- и при- |
|
65 |
Соединительные о и е в сложных словах |
|
66 |
Сложносокращённые слова |
|
67,68 |
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро” |
|
69 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) |
|
70-72 |
Обобщающие уроки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи” |
|
73, 74 |
Контрольные уроки по теме “Словообразование. Орфография. Культура речи” |
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч) |
|
|
Имя существительное (25 ч) |
|
|
75-77 |
Повторение изученного в 5 классе |
|
78 |
Разносклоняемые имена существительные |
|
79 |
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя |
|
80 |
Русские имена |
|
81, 82 |
Несклоняемые имена существительные |
|
83 |
Род несклоняемых имён существительных |
|
84 |
Имена существительные общего рода |
|
85 |
Морфологический разбор имени существительного |
|
86 |
Сочинение — описание впечатлений |
|
87 |
Проверочная работа по теме “Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода” |
|
88,89 |
Не с существительными |
|
90,91 |
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) |
|
92 |
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик |
|
93,94 |
Гласные one после шипящих в суффиксах существительных |
|
95 |
Проверочная работа по теме “Правописание суффиксов имён существительных” |
|
96-98 |
Обобщающие уроки по теме “Имя существительное” |
|
99 |
Контрольная работа по теме “Имя существительное” |
|
Имя прилагательное (29 ч) |
|
|
100, 101 |
Повторение изученного в 5 классе |
|
102, 103 |
Описание природы |
|
104-106 |
Степени сравнения имён прилагательных |
|
107 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
|
108 |
Сочинение — описание местности |
|
109 |
Относительные прилагательные |
|
110 |
Выборочное изложение |
|
111 |
Притяжательные прилагательные |
|
112 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
|
113 |
Проверочная работа по теме “Разряды имён прилагательных по значению” |
|
114, 115 |
Не с прилагательными |
|
116 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
|
117 |
Проверочная работа по теме “Правописание прилагательных” |
|
118, 119 |
Одна и две буквы и в суффиксах прилагательных |
|
120 |
Описание игрушки |
|
121 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
|
122,123 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
|
124 |
Проверочная работа по темам “Правописание суффиксов прилагательных”, “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных” |
|
125, 126 |
Обобщающие уроки по теме “Имя прилагательное” |
|
127 |
Контрольная работа по теме “Имя прилагательное” |
|
128 |
Публичное выступление на тему “Народные промыслы” |
|
129 |
Имя числительное как часть речи |
|
130 |
Простые и составные числительные |
|
131 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
|
132 |
Порядковые числительные |
|
133 |
Разряды количественных числительных |
|
134, 135 |
Числительные, обозначающие целые числа |
|
136 |
Дробные числительные |
|
137 |
Собирательные числительные |
|
138 |
Употребление числительных в речи |
|
139 |
Проверочная работа по теме “Имя числительное” |
|
140 |
Морфологический разбор имени числительного |
|
141 |
Обобщающий урок по теме “Имя числительное” |
|
142 |
Контрольная работа по теме “Имя числительное” |
|
143 |
Публичное выступление на тему “Берегите природу” |
|
Местоимение (23 ч) |
|
|
144 |
Местоимение как часть речи |
|
145, 146 |
Личные местоимения |
|
147 |
Возвратное местоимение себя |
|
148 |
Сочинение по рисункам |
|
149, 150 |
Вопросительные и относительные местоимения |
|
151 |
Неопределённые местоимения |
|
152-154 |
Отрицательные местоимения |
|
155 |
Притяжательные местоимения |
|
156, 157 |
Рассуждение |
|
158 |
Указательные местоимения |
|
159 |
Текст и план текста |
|
160 |
Определительные местоимения |
|
161 |
Местоимения и другие части речи |
|
162 |
Морфологический разбор местоимения |
|
163 |
Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой “Первые зрители” |
|
164, 165 |
Обобщающие уроки по теме “Местоимение” |
|
166 |
Контрольная работа по теме “Местоимение” |
|
Глагол (30 ч) |
|
|
167-169 |
Повторение изученного в 5 классе |
|
170 |
Сочинение по рисункам и данному началу |
|
171 |
Повторение: способы образования глаголов |
|
172 |
Проверочная работа по теме “Глагол. Повторение изученного в 5 классе” |
|
173 |
Разноспрягаемые глаголы |
|
174-176 |
Глаголы переходные и непереходные |
|
177 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
|
178 |
Изложение |
|
179, 180 |
Условное наклонение |
|
181-183 |
Повелительное наклонение |
|
184 |
Сочинение по рисункам |
|
185,186 |
Употребление наклонений |
|
187 |
Проверочная работа по темам “Разноспрягаемые глаголы”, “Переходные и непереходные глаголы”, “Наклонение глагола” |
|
188, 189 |
Безличные глаголы |
|
190 |
Морфологический разбор глагола |
|
191 |
Рассказ на основе услышанного |
|
192 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
|
193 |
Проверочная работа по темам “Безличные глаголы”, “Возвратные глаголы”, “Правописание гласных в суффиксах глаголов” |
|
194, 195 |
Обобщающие уроки по теме “Глагол” |
|
196 |
Контрольная работа по теме “Глагол” |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8 ч) |
|
|
197 |
Разделы науки о языке. Орфография |
|
198 |
Пунктуация |
|
199 |
Лексика и фразеология |
|
200 |
Словообразование |
|
201 |
Морфология. Синтаксис |
|
202, 203 |
Итоговые контрольные уроки |
|
204 |
Подведение итогов года |