Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий (продолжение). Подведение итогов первой учебной четверти - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий (продолжение). Подведение итогов первой учебной четверти - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать учащихся в правильном образовании форм глагола и использовать их в словосочетаниях со связью управление; 2) формировать умение предупреждать и устранять ошибки в предложениях, включающих деепричастный оборот; 3) тренировать в правильном использовании в речи паронимов и стилистически окрашенных слов.


I. Орфоэпические нормы (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим учащимся прочитать составленные дома предложения (упражнение 336), правильно произнося соответствующие формы глагола, и определим авторов наиболее интересных предложений.

После этого предоставим слово ученикам, подготовившим индивидуальные задания, и попросим их продиктовать образованные формы одноклассникам, акцентируя внимание на месте ударения.

Обратим внимание ребят на особенности произношения кратких форм страдательного причастия рόзданный: рόздан, разданá и доп. рόздана, рόздано, рόзданы.

По своему усмотрению на этом уроке учитель может проверить орфоэпические умения семиклассников и одновременно потренировать их в произношении самостоятельных частей речи. Одна из форм такой проверки (тренировки) - работа учащихся с карточками, содержание которых может быть следующим.

Карточка 1.

Пюре, ждала, ждало, ждали, перспективный, конечный, глядя, кое-что, тире, названа, названо, названы, сидя, процент, кратка, кратко, кратки, пустячный, занятá, занято, заняты, этого, скольким, стольким, одышка.

Карточка 2.

Констатировать, купе, жила, жило, жили, мозаичный, принята, принято, приняты, ожив, детектив, бутерброд, статуя, цела, цело, целы, прибыв, копеечный, столькими, сколькими, издана, издано, изданы, молочный, эксперт.

Карточка 3.

Скольких, стольких, девиз, подана, подано, поданы, подождала, подождало, подождали, приняв, чрезвычайный, начата, начато, начаты, обняв, бедна, бедно, бедны, брала, брало, брали, берёста, всего, ничто, фонетика.

Карточка 4.

Стоя, продана, продано, проданы, компрометировать, клала, клало, клали, бессребреник, обычный, купейный, начав, облачный, важна, важно, важны, нечто, всякого, резюме, взяла, взяло, взяли, заперта, заперто, заперты.

Карточка 5.

Прервана, прервано, прерваны, дефис, заняв, звала, звало, звали, депо, гречневый, порядочный, прецедент, скучный, в избу, верна, верно, верны, дерматиновый, создана, создано, созданы, ничто, послала, послало, послали.


II. Грамматические нормы (продолжение – упр. 349 – 351)

Попросим семиклассников вспомнить особенности конструкции, в которой может быть использован глагол оплатить, и записать одно-два словосочетания с этим глаголом, а затем выполнить упражнение 349.

По своему усмотрению учитель может предложить учащимся слабого класса при выполнении упражнения 349 воспользоваться готовым лексическим материалом (слова даём не по порядку): звуки и буквы, покупка, невнимание, гласные и согласные, проезд, знакомство, подготовка, знание, красота, бабушка, братишка, знаки, мастерство, опыт, встреча.

Выполнив задание упражнения 350, ученики сделают вывод, что в современном русском языке предпочтительной является форма, образованная с помощью суффикса -в, а приведённые формы с суффиксом -вши являются устаревшими.

Постараемся, чтобы в ходе работы с упражнением 351 семиклассники вспомнили: при построении предложений с деепричастным оборотом необходимо учитывать, что основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием, должны соотноситься с одним действующим лицом.

Потренируем учеников в использовании разных способов устранения синтаксических ошибок в предложениях с деепричастным оборотом: замена деепричастного оборота придаточным предложением; сказуемым, распространённым дополнением и/или обстоятельством; второстепенными членами. Варианты правки могут быть, например, такими:

1) По пути домой Александр встретил своего друга, с которым не виделся уже целый год. 2) Когда я возвращался домой, пошёл сильный дождь, и я вымок до ниточки. 3) Герои прочитанной книги надолго остаются в нашей памяти. 4) Я закрыл книгу и старался по памяти восстановить текст стихотворения. 5) Когда Балуев вошёл в комнату, лицо его было безразличным и непроницаемым. - Лицо вошедшего в комнату Балуева было безразличным и непроницаемым. 6) Константин вошёл в комнату, осмотрелся, подошёл к креслу и сел.


III. Лексические нормы (упр. 352 (1), 353, 354 (устно)

Проведём совместную работу с упражнением 352. Учеников сильного класса попросим вспомнить, как называются однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся значениями и лексической сочетаемостью.

Заострим внимание учащихся на абсурдности проиллюстрированной на с. 134 ситуации, вызванной ошибкой в употреблении глагола одеть, и предложим составить схему, показывающую особенности употребления глаголов одеть и надеть (одеть кого во что/чем; надеть что/что на что). Рекомендуем использовать в качестве образца схемы на с. 132 и поможем ученикам в этой работе.

Одеть + сущ. в вин. п. без предлога + сущ. в вин. п. с предлогом в - ребёнка в комбинезон, бабушку в шубу, сестрёнку в пижаму.

Одеть + сущ. в тв. п. без предлога – одеялом, ковром, покрывалом.

Надеть + сущ. в вин. п. без предлога + сущ. в вин. п. с предлогом на – комбинезон на ребёнка, шубу на бабушку, пижаму на сестрёнку.

После этой части работы с упражнением учащиеся самостоятельно выполняют задание 3, после чего проводится совместная проверка.

Выполняя задание 1 упражнении 354, ребята определят сферу употребления приведённых в стилистических синонимов, после чего попросим их устно составить предложения с одним из синонимических рядов (на выбор).

Чтобы закрепить правильное произношение слова баловать (задание 2 упражнения 354), предложим отдельным ученикам проспрягать этот глагол.


IV. Подведение итогов первой учебной четверти

Учитель характеризует проведённую в течение учебной четверти работу отдельных учеников и класса в целом, объявляет оценки, выражает пожелания.

Резерв – упр. 352 (1), 356, 357.