Односоставные предложения (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Односоставные предложения (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

[ Н ]. [ Бн ]. Ветер веет.

Мелкий дождь по окнам льет.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждет.

[ Бр ] ...

Я не знаю: что такое?

[ Бв ]

(К. Прутков)

Справка:

1. И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть

2. Скучно.

3. Хоть бы книжку мне прочесть!

4. Осень.

Условные обозначения:

[ Н ] — назывное предложение

[ Бн ] — безличное нераспространенное

[ Бр ] — безличное распространенное

[ Бв ] — безличное восклицательное

Учитель. Познакомьтесь с необычной записью стихотворения К. Пруткова «Осень», справкой к нему и условными обозначениями. Сформулируйте задание к упражнению.

Ориентируясь на схемы и условные обозначения, нужно восстановить стихотворение К. Пруткова «Осень».

Учитель. Напишите восстановленное стихотворение. Выделите в предложениях грамматическую основу.

Учащиеся выполняют задание.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз обратите внимание на восстановленные в стихотворении предложения. Скажите, что их объединяет, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Все восстановленные предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая то, что со всеми типами односоставных предложений вы уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученное об односоставных предложениях, учиться различать их типы.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Для повторения и систематизации знаний предлагаю построить полную схему, отражающую все известные вам типы односоставных предложений.

Задание выполняется в группах. Обсуждаются варианты схем. Выбирается лучшая. На основании схемы школьники делают развернутое сообщение об односоставных предложениях.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

1. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу.

(С. Есенин)

2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается, и трещит, и пылает костер.

(И. Бунин)

3. Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(А. Пушкин)

4. Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

(К. Бальмонт)

5. Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой,

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росой холодной.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль!

(А. Пушкин)

Учитель. Прочитайте стихотворные строки разных авторов. Напишите отрывки в порядке увеличения в них количества односоставных предложений.

Учащиеся выполняют задание в парах. Указывают типы односоставных предложений, их грамматическую основу.

Задание к упражнению:

1. Укажите предложение, которое вы не написали. Обоснуйте свой выбор.

2. Назовите синтаксическую конструкцию, которая есть в некоторых односоставных предложениях, но отсутствует в ненаписанном двусоставном.

3. Составьте орфографическую цепочку не менее, чем из семи слов, используя для этого только односоставные предложения.

4. Назовите слова, в которых отсутствует окончание.


Упражнение 2

1. Соседи звонят.

2. Я не тороплюсь с ответом.

Я мерзну.

Образец: Они рассказали историю.

Расскажите историю.

Рассказали историю.

Можно рассказать историю.

Ну, история.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Из каждого двусоставного предложения нужно построить односоставные предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное.

Задание к упражнению:

1. Добавьте к составленной в упражнении 1 орфографической цепочке слова с неповторяющимися орфограммами из данного упражнения.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Какое это слово, вы определите самостоятельно. Для этого выделите приставку в слове въедешь. Присоедините к ней корень слова напечатаешь. К ним добавьте корень слова лень. Ко всему этому допишите две буквы. Одна — является окончанием в родительном, дательном, предложном падежах существительных третьего склонения. Другая — представляет непроверяемую безударную гласную в слове дебаты. Назовите это слово.

Это слово впечатление.

Вместе с учителем учащиеся определяют лексическое значение слова впечатление.

Учитель. Напишите слово впечатление. Охарактеризуйте особенность его написания. Представьте это слово как часть речи. Составьте со словом впечатление двусоставное и разные типы односоставных предложений.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 3

Растущие в жарких странах тыквы имеют разную форму. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелки, и круглые, как шар. В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. Были случаи, когда, путешествуя по Африке, люди во время дождя прятали в тыкву свою одежду.

Приспособили тыкву и для ловли обезьян. Индийцы в тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают туда какие-либо семена. Такие тыквы оставляют под деревьями, на которых бывают обезьяны. Обезьяны из-за любопытства бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка схватывает горсть семян. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяна продолжает держать кулачок в тыкве.

Учитель. Прочитайте текст. Напишите ту его часть, которая в большей степени соответствует теме урока. Укажите односоставные предложения и их грамматические основы. Составьте и добавьте к ним односоставные предложения, тип которых не присутствует в данном тексте.

Задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в четырех словах которого все согласные звонкие. Эти слова относятся к самостоятельным частям речи.

2. Найдите в словах схватывает и насыпают не менее четырех общих признаков.

3. Назовите слово, в котором по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв; по другому — больше. В целом же их одинаковое количество.


7. Итог урока

Учитель. О какой группе предложений мы говорили на уроке?

Мы говорили об односоставных предложениях.

Учитель. Назовите главный признак односоставных предложений.

Обсуждается домашнее задание. Оценивается работа школьников на уроке.