МЕЖДОМЕТИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

МЕЖДОМЕТИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий; обучения определению их текстообразующей роли, интонационно правильному произношению предложений с междометиями, разграничению употребления междометия о при обращении и без обращения. Способствовать развитию умений обнаруживать междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания при междометиях

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую

роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: материал для проведения самостоятельной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Проверка домашнего задания

Проводит проверку домашнего задания

Выступают с публичными докладами, рецензируют выступления по памятке “Требования к устному выступлению”

Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение

за междометиями.

2. Ознакомление с теоретическим материалом.

На доске записано предложение:

Поэта дом опальный, о Пущин мой,

Ты первый посетил.

(А. Пушкин.)

Задание: найти междометие.

Предлагает прочитать теоретические сведения в учебнике на с. 215-216.

Знакомит с особенностями междометия. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание. Обращают внимание на то, что междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится.

Читают теоретические сведения. Делают вывод, что междометия грамматически не связаны с предложением, не являются членом предложения, выражают различные чувства, выделяются запятой или восклицательным знаком.

Внимательно слушают.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, умением работать с учебной статьей, навыками работы с учебником, самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя

3. Тренировочные упражнения

1. Дает задание выполнить упр. 390.

2. Дает задание выполнить упр. 392.

3. Проводит выборочный диктант по упр. 393. Напоминает, что в данном случае знак препинания после междометия не ставится.

4. Организует выполнение самостоятельной работы.

(См. Ресурсный материал.) Задание: записать, расставляя знаки препинания; указать междометия, определить их роль

Выполняют задание устно. Находят междометия, интонационно правильно читают стихотворение А. Галича, определяют тему стихотворения. Выполняют задание устно. Читают выразительно, затем списывают, расставляя запятые.

Выписывают предложения с междометием о, употребленным только вместе с обращением.

Выполняет самостоятельную работу


IV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: составить диалог, используя междометия; выписать из басен И. А. Крылова семь предложений с междометиями (по выбору)

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск

средств их решения

Ресурсный материал

Междометие (особенности)

1) Особая часть речи: ни самостоятельная, ни служебная.

2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.

3) Не является членом предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но может употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.

4) Производное (из самостоятельных частей речи): Караул!

Непроизводное: ах, ох, ну, эй и др.

5) Не изменяется.

6) Употребляется в устной речи. В художественных произведениях чаще встречается в диалогах.

Самостоятельная работа

1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет.)

2) Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский.)

3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин.)

4) Увы печальна и бледна похвал не слушает она. (А. Пушкин.)

5) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий.)

6) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов.)

7) Эй откликнись кто идет? (А. Блок.)

8) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов.)