Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

1 класс
Глухие и звонкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Фонетико-графические задания

1. Подчеркните в словах буквы, обозначающие глухие (звонкие) согласные звуки.

Где цветок, там и медок.

Красна птица пером, а человек умом.

Ответ

2. Обозначить пропущенные звуки в звуковых домиках для парных звонких или парных глухих согласных звуков.

[б] — [ ]

[в] — [ ]

[ ] — [к]

[ ] — [т]

[ ] — [ш]

[з] — [ ]

[ ] — [п']

[в'] — [ ]

[г'] — [ ]

[д'] — [ ]

[ж] — [ ]

[ ] — [с']

Ответ

3. Подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

С ложью правда не дружит.

Лучше дать, чем взять.

Ответ

4. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные звонкие согласные звуки? Записать эти буквы.

1) Л, м, й, н, р.

2) Л, ж, в, з, д.

Ответ

5. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные глухие согласные звуки? Записать эти буквы.

1) С, ш, ф, ц.

2) Ц, х, ч, щ.

Ответ

6. Соединить линиями слова, которые начинаются с парных по глухости-звонкости согласных звуков.

жар  весть

гость шар

лист флаг

ваза кость

заяц порт

работа слон

дрозд торт

брат школа

Ответ

Орфографические минутки

Записать слова. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.

Снег, шаг, лук, друг, флаг, крик, рог, луг;

круг, стук, урок, язык, враг, рак, бок;

дуб, боб, хлеб, серп, столб, краб, клоп;

зуб, суп, укроп, шип, гриб, карп;

лёд, ряд, рот, год, сад, свет, труд, торт, тетрадь;

куст, мёд, цвет, крот, град, брат, медведь;

нож, этаж, карандаш, чиж, ёж, ландыш;

малыш, ёрш, шалаш, уж, чертёж;

насос, груз, мороз, лес, приз, глаз;

нос, вкус, укус, газ, указ, трус, час;

шарф, лев, клюв, удав, шеф, любовь;

шкаф, граф, бровь, плов, торф.

Ответ

Объяснительные (выборочные) диктанты1

Выписать те слова, в которых написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, надо проверять.

1 Предложения могут быть использованы в качестве и объяснительных, и выборочных диктантов.

I. 1) Кругом лежит снег. 2) Лёд сковал пруд. 3) На улице идёт дождь. 4) Ребята ели арбуз. 5) Луг покрыт цветами. 6) Олег — мой друг.

II. 1) У орла сильный клюв. 2) Мама испекла пирог. 3) Птицы улетели на юг. 4) За окном мороз. 5) Медведь любит мёд. 6) Ученик взял тетрадь и карандаш.

III. 1) Уж полз в камыш. 2) Морж уплыл в море. 3) Девочки пошли в сад. 4) Хлеб лежит на столе. 5) Москва — красивый город.

Ответ

Контрольное списывание (с заданием)

Найти и подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Мёд в лесу медведь нашёл, —  Роет землю серый крот,

Мало мёда, много пчёл.   Разоряет огород.

(С. Маршак)

Ответ

Проверочный диктант

Май. Поёт дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)

Лес

Вот дуб. Там сосна и ель. У пня ёж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж. (22 слова)

Слово для справки: дрозд.

В лесу рос дуб. Дуб красив. У тропы сосна. Жук грыз лист сосны. В траве спал ёж. Весело пел чиж. (20 слов)

Ответ

Задания творческого характера

1. Подобрать к каждому слову слово противоположного значения.

Вечер (утро), плохо (хорошо), зима (лето).

Ответ

2. Вставить слова в стихотворение.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы ... .

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят ... .

     (М. Пляцковский)

Слова для вставки: пёрышки, дружные.

Ответ

3. Составить и записать из данных слов два предложения.

У, живёт, хомяк, Саши, чистит, мальчик, клетку, его

Ответ

4. Прочитать текст.

У ивы гибкие прутья. Умелые люди плетут из них корзины.

Составить и записать ответ на вопрос.

Что плетут из прутьев ивы?

Ответ