Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения

Комментированное письмо (с грамматическим заданием)

Записать предложения.

1) Светит яркое солнышко. 2) Идёт мокрый снег. 3) Дети пришли в рощу. 4) Тихо журчал ручей. 5) Месяц сияет за окном. 6) Синичка села на веточку берёзы. 7) По траве ползёт змея. 8) Звонко распевали дрозды. 9) Пушистый снег падал с небес. 10) Цветёт душистая черёмуха. 11) Снежинки кружились в воздухе.

Варианты заданий (на выбор учителя): 1) подчеркнуть в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое); 2) подчеркнуть в предложении сказуемое (подлежащее); 3) выписать пары слов, связанные по смыслу; 4) разобрать предложение по членам предложения; 5) указать связь слов в предложении; 6) составить схему одного предложения (по указанию учителя); 7) выписать предложения, соответствующие одной из схем.

Синтаксические задания

1. Дополнить предложения подлежащими.

Сверкнула ... . Прокатился ... . Приближалась ... . Полил ... .

Закончился ... . Рассеялись ... . Выглянуло ... .

Запели ... .

Ответ

2. Дополнить предложения сказуемыми.

1) Мальчики ... в футбол. 2) Лягушки ... в пруду. 3) Медведь ... в берлоге. 4) Воробьи весело ... . 5) Самолёт ... над городом. 6) Пчёлы ... . 7) Вороны ... .

Ответ

3. Дополнить предложения второстепенными членами.

1) Росла ёлочка. 2) Льёт дождь. 3) Светит солнце. 4) Девочки рисуют. 5) Прилетели дрозды. 6) Гусь зашипел.

Ответ

4. Составить из слов каждой строчки сначала нераспространённое предложение, затем распространённое.

Ребята, осенний, в, пришли, парк;

дрозды, ягоды, клюют, рябины;

девочки, в, букет, осенние, листья, собрали.

Ответ

5. Составить предложения по схемам на тему «Осень».

Ответ

Письмо по памяти

Подчеркнуть главные члены в распространённом предложении.

Дождь прошёл,

Трава блестит.

В небе радуга горит.

    (С. Маршак)

Ответ

Выборочное списывание

Выписать из текста только нераспространённые предложения.

Была жара. Поле и лес ждали дождя. Подул ветер. Надвинулась туча. Грохнул гром. Засверкала молния. Застучали крупные капли дождя.

Ответ

Задания творческого характера

1. Написать предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Дать название рассказу.

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

        (Л. Толстой)

Ответ

2. Написать изложение по опорным словам к каждому предложению.

Поиграли

Медвежонок увидел зелёную лягушку. Сели они и смотрят друг на друга.

Медвежонок тянет лапу к лягушке. Та делает прыжок. Зверь принял это за игру.

А лягушка прыгнула в лужу. Малыш удивился. Куда девался его товарищ? (36 слов)

(По Г. Скребицкому)

Опорные слова: медвежонок, увидел, лягушку; смотрят, друг на друга; тянет, к лягушке; делает, прыжок; принял, за игру; прыгнула; удивился; девался, товарищ.

Ответ