Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019
Учимся писать сочинение: позиция автора
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
- Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
- Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
- Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
Очень важно обозначить позицию автора именно по той проблеме, которую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок, когда проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме.
Обратим внимание на некоторые из вышеназванных проблем, указав к ним позицию автора:
1. Проблема поиска смысла жизни. |
Автор считает, что человек должен стремиться сделать в жизни самое большее, на что он способен. |
2. Проблема ценности времени в жизни молодого человека. (Как молодой человек должен относиться ко времени?) |
Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему обозначена прямо: важно не только «беречь честь смолоду», но и ценить «смолоду» время. |
3. Проблема формирования привычки к труду. |
Позиция автора текста выражена ясно: формирование и развитие любых способностей человека возможно только в том случае, если у него сформирована привычка к ежедневному труду. |
4. Проблема взаимоотношений между человеком и животными. |
Автор чётко обозначает свое отношение к поднятой проблеме: человек в ответе за «братьев меньших». |
5. Проблема истинных нравственных ценностей, отношения к ним. |
Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что необходимо ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, для того чтобы в нашей жизни стало больше благородных, честных поступков. |
6. Проблема роли книги в жизни человека при условии развития современных информационных технологий, Интернета. |
Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что книги сохраняют для человека лучшие произведения искусства, созданные в прошлом и настоящем, и печатная книга сохранит своё влияние на человека. |
7. Проблема влияния Интернета на человека. |
Автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что в приобщении к Интернет-ресурсам есть и положительное, и отрицательное... |
8. Проблема человеческого равнодушия. |
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста: равнодушный человек может оказаться в одиночестве, когда никто не предложит ему своей помощи. Сам он всегда найдёт оправдание своей отстранённости в ситуации, требующей от него действия. |
9. Проблема подлинной интеллигентности. |
Автор считает, что подлинный интеллигент - человек высокообразованный, честно выполняющий свой профессиональный долг, живущий истинно духовной жизнью, подтверждающий слово поступком, с высоким чувством собственного достоинства. |
Формулировка позиции автора в тексте Л. М. Леонова
Трепетное отношение к природе и малой родине - вот каким должно быть, по мнению автора, отношение человека к природе, такое, как у Ивана.
Формулировка позиции автора в тексте А. П. Чехова
Автор считает, что нельзя быть чёрствым и бессердечным человеком, необходимо проявлять сочувствие ко всем, кто тебя окружает.