Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Учимся писать сочинение: обоснование собственной точки зрения

Обоснование – это - суждение, довод, аргумент, приводимый в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:

тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

аргументация (приведение обоснования, доказательства, объяснения, примеров для обоснования собственного мнения);

вывод (общий итог).

Если в сочинении есть тезис, но нет обоснования тезиса, то по критерию К4 вам присвоят 0 баллов.

Приведено обоснование (аргумент дан) - 1 балл.

Запомните: тезис должен быть по проблеме, обозначенной вами в начале сочинения, логически связан с позицией автора.

Аргументы приводятся на основе:

1. Читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из наблюдения за поведением героев, их поступками.

2. Жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.

При обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создается аргументированное высказывание.

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдет снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 вам будет присвоено 0 баллов).

Соблюдайте также точность в приведении фактического материала, иначе потеряете 1 балл по критерию К12 (соблюдение фактологической точности в фоновом материале, то есть в материале, связанного с вашими высказываниями, не с данным текстом).

Выразим согласие с автором, заявим тезис и обоснуем своё мнение, обратившись к тексту по роману Л. М. Леонова «Русский лес»:

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что нельзя быть жестоким по отношению к деревьям, животным - всему, что нас окружает. К природе мы должны относиться так же, как Иван - трепетно, бросаясь при жестоком отношении к ней на её защиту.

Призыв к защите природы содержит в себе название произведения Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой романа Егор Полушкин заботится обо всём живом, что его окружает, при этом часто не находя понимания у окружающих. Когда он копал траншею под канализационную трубу, на его пути встретился муравейник, и, чтобы не навредить ему, Полушкин пустил траншею в обход. Очень тяжело пережил Егор случай, когда один из туристов, которых он перевёз на лодке через реку, облил муравейник бензином и поджёг, заявив, что муравьи им не помеха, а «человек - царь природы».

Когда Егора назначили лесником, он рьяно принялся за дело, и, в частности, оказавшись по делам в Москве, Полушкин не удержался - купил в зоопарке две пары живых лебедей, чтобы озеро снова стало Лебяжьим.

Любовь к природе передалась и сыну Егора - Коле. Он отдал Вове новый компас, чтобы спасти щенка, когда Вова решил его утопить, а после и спиннинг.

Роман заканчивается на трагической ноте: браконьеры глушили рыбу на озере и убили лебедей. Егора так избили, что он попал в больницу. Поражает мужество и духовная сила этого героя: он не отчаялся, не сломился даже в таких страшных обстоятельствах: «Егор перешагнул боль, печаль и тоску. И увидел мокрый от росы луг и красного коня на этом лугу. И конь узнал его и заржал призывно, приглашая сесть и скакать туда, где идет нескончаемый бой и где черная тварь, извиваясь, все еще изрыгивает зло».

Егор Полушкин по-прежнему был готов стоять на страже всего живого.

Выразим согласие с автором, заявим тезис и обоснуем своё мнение, обратившись к тексту по рассказу А. П. Чехова «В аптеке»:

Я согласна с автором и тоже считаю, что равнодушным быть нельзя, человек, попавший в беду, ждёт нашей помощи и вправе рассчитывать на неё. Если мы будем предлагать миру активное деятельное участие в нём, то и в тот момент, когда сами будем нуждаться в участии и поддержке, окружающие люди помогут и нам.

Мне вспоминается притча о добром самарянине, упоминаемая в Евангелии от Луки. Самарянин, увидев побитого, ограбленного разбойниками человека на дороге, истекающего кровью, перевязал его раны, «посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы». Дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботиться о больном, «пока тот не выздоровеет». Пообещал, что вернёт деньги на обратном пути, если потребуется большую сумму потратить на его лечение и содержание.

Каждый ли следует ему в своей жизни?