Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 7

I. Прочитайте слова:

включит       опломбировать

дозвонятся     оптовый

наливший     недуг

кремень     призыв

намерение     сорит

Ответ:

включИт опломбировАть

дозвонЯтся     оптОвый

налИвший     недУг

кремЕнь     призЫв

намЕрение     сорИт

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

беззвучный <—    взвалить <—

примесь <—        канатоходец <—

простота <—     вымытый <—

Ответ:

беззвучный <— звук (приставочно-суффиксальный)

примесь <— примешать (бессуффиксный)

простота <— простой (суффиксальный)

взвалить <— валить (приставочный)

канатоходец <— канат, ходить (ходит) (сложение с суффиксацией)

вымытый <— вымыть (суффиксальный)

III. Определите слова как части речи.

С налёту, о налёте, бок о бок, в бок, вбок, точь-в-точь, точность, в сердцах, в сердце, за границей, на границе, в угоду, под мышкой, с мышкой, завтра, на совесть, про совесть, волей-неволей, с неволей, давным-давно.

Ответ:

С налёту (наречие), о налёте (имя существительное с предлогом), бок о бок (наречие), в бок (имя существительное с предлогом), вбок (наречие), точь-в-точь (наречие), точность (имя существительное), в сердцах* (наречие/имя существительное с предлогом1), в сердце (имя существительное с предлогом), за границей* (наречие/имя существительное с предлогом), на границе (имя существительное с предлогом), в угоду (наречие), под мышкой* (наречие/имя существительное с предлогом), с мышкой (имя существительное с предлогом), завтра (наречие), на совесть* (наречие/имя существительное с предлогом), про совесть (имя существительное), волей-неволей (наречие), с неволей (имя существительное), давным-давно (наречие).

1 Данное слово и аналогичные, помеченные значком *, могут быть как наречиями, так и именами существительными с предлогом в зависимости от контекста. Ср.: Он сделал это в сердцах (= в гневе). — Их подвиг останется в сердцах людей.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

предлагает книги —    вся одежда —

вернулся вечером —    кружились снежинки —

подошёл к окну —        помчалась прочь —

встретились и обрадовались — не решалась войти —

навстречу другу —    влажны от инея —

Ответ:

предлагает книги — управление

вернулся вечером — примыкание

подошел к окну — управление

встретились и обрадовались — не словосочетание (однородные сказуемые)

навстречу другу — не словосочетание (предлог и существительное)

вся одежда — согласование

кружились снежинки — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

помчалась прочь — примыкание

не решалась войти — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

влажны от инея — управление

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Блок говорил что гений излучает свет на неизмеримые временные расстояния.

2) Бунин одинаково остро и тонко видел всё что привелось ему увидеть в жизни.

3) Но в степи было тихо так тихо что казалось звёзды поплёскивают в ведёрке с водой.

4) Пейзаж печален всегда когда печален человек.

5) Его преследовало воспоминание о той поездке когда с вершины Ай- Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) Блок говорил, что гений излучает свет на неизмеримые временные расстояния, (придаточное изъяснительное)

2) Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему увидеть в жизни, (придаточное местоимённо-определительное)

3) Но в степи было тихо, так тихо, что, казалось, звёзды поплёскивают в ведёрке с водой.

4) Пейзаж печален всегда, когда печален человек, (придаточное времени)

5) Его преследовало воспоминание о той поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо, (придаточное определительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

(до) нельзя    всё (таки) предл_жила

насто_(н, нн)ый чай   (без) устали

как (будто)    (не) заросшие     в этом году

по пр_вычке        пр_терп_вать

об(?)яснил пута(н, нн)о  (во) ист_ну, л       _гендарная

Ответ:

Донельзя    всё-таки предложила

настоянный чай    без устали

как будто    не заросшие в этом году

по привычке     претерпевать

путано объяснил    воистину легендарная

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Можно ли выразить счастье в материальном?

2) На эту вечную тему не перестают задумываться писатели, поэты, философы и самые обычные люди.

3) По мере действия романа главный герой, помогая другим, приходит к внутреннему счастью.

4) Похожую формулировку счастья при помощи своего произведения даёт И. Бунин в рассказе «Качели».

5) В заключение хочется лишь сказать, что счастье для каждого человека своё и что от него в первую очередь всегда будет зависеть, достигнет он его или нет.

Ответ:

1) Заключается ли счастье в чём-то материальном?

2) Над этой вечной темой не перестают задумываться писатели, философы и самые обычные люди.

3) По мере действия романа главный герой, помогая другим, приходит к ощущению счастья. / По мере действия романа главный герой, помогая другим, становится счастливым.

4) Похожее представление о счастье даёт И. Бунин в рассказе «Качели».

5) В заключение хочется лишь сказать, что представление о счастье у каждого человека своё и что именно от человека всегда будет зависеть, достигнет он этого состояния или нет.