Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017
От составителя
Цель данного пособия - помочь учителю подготовить учеников 11 класса к Единому государственному экзамену.
Особенность изучения русского языка в 11 классе заключается в закреплении, углублении, систематизации, обобщении знаний и умений, полученных на базе основного (общего) образования. Большое внимание в старших классах должно быть уделено работе с текстом.
Данные контрольно-измерительные материалы можно использовать, работая с любыми учебниками и пособиями по русскому языку для 11 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по русскому языку и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.
Материалы пособия помогут осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
КИМы разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативно-методическими документами.
Структура итоговых тестов, помещённых в пособии, соответствует структуре демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку, подготовленного Федеральным институтом педагогических измерений.
В конце книги ко всем тестам приведены ответы.
Требования к уровню подготовки, проверяемому на Едином государственном экзамене
№ п/п |
Умения, проверяемые на Едином государственном экзамене |
Уровень стандарта среднего (полного) образования по русскому языку |
1 |
2 |
3 |
Различные виды анализа |
||
1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
Базовый. Профильный |
2 |
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач |
Базовый. Профильный |
3 |
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм |
Профильный |
4 |
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов |
Базовый. Профильный |
5 |
Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов |
Базовый. Профильный |
Чтение |
||
1 |
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи |
Базовый. Профильный |
2 |
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации |
Базовый. Профильный |
3 |
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста |
Базовый. Профильный |
Письмо |
||
1 |
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст |
Базовый. Профильный |
2 |
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка |
Базовый. Профильный |
3 |
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
Базовый. Профильный |
4 |
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
Базовый. Профильный |
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тематические тесты содержат 6 — 8 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый (4 — 5 вопросов). К каждому заданию этого уровня даны четыре варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1 — 2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется записать развёрнутый ответ.
Итоговые тесты содержат 39 вопросов и заданий, также трёх уровней сложности.
Обычно на выполнение каждого задания уровня А отводится 1 — 3 минуты, заданий части В - 3-7 минут. На задания уровня С в тематических тестах рекомендуется выделять 15 — 30 минут, а в итоговом тесте - 90 минут.
Тематические тесты учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Учитель по своему усмотрению может ограничить задание уровнями А и В, а задание под литерой С дать отдельно, в другое время.
Критерии оценки ответов
1. Тематические тесты
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание первой и второй частей работы (кроме задания на знание языковых средств выразительности и умение определять их в тексте) начисляется 1 балл. Невыполненное или выполненное неверно задание оценивается нулём баллов.
Задание на знание языковых средств выразительности и умение определять их в тексте (в тестах ЕГЭ — В8) оценивается по шкале от 0 до 4 баллов: 4 балла — за безошибочное выполнение; за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
За выполнение задания С1 (сочинение) учитель может поставить оценку по пятибалльной шкале.
При выставлении оценок за полное выполнение тематических тестов учитель может пользоваться традиционной пятибалльной системой.
Примерное соответствие оценки за тематический тест оценке по традиционной, пятибалльной системе:
• 80% от максимальной суммы баллов — оценка 5;
• 60 — 80% — оценка 4;
• 40 — 60% - оценка 3;
• 0 — 40% — оценка 2.
2. Итоговый тест, аналогичный демонстрационному варианту ЕГЭ 2014 г. по русскому языку
Структура итогового теста соответствует структуре демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2014 г. по русскому языку.
В работу включено 39 заданий. Из них 30 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных, восемь заданий открытого типа, требующих краткого ответа, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).
Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Часть 1 (А1 — А30) содержит задания с выбором ответа, проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности. Максимальный первичный балл — 30.
Часть 2 (В1 — В8) содержит задания с кратким ответом, который формулируют сами ученики. Все задания относятся к высокому уровню сложности. Максимальный первичный балл — 11.
Часть 3 (С1) — задание повышенного уровня сложности открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Максимальный первичный балл — 23.
Максимальный первичный балл за всю работу — 64.
На основе результатов по всем заданиям работы определяются тестовые баллы по 100-балльной шкале, которые используются для государственной (итоговой) аттестации и для поступления в ссузы и вузы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Рекомендуемое время на выполнение первой части работы — 60 минут, второй части — 30 минут, третьей части — 90 минут.
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Балл |
I. Содержание сочинения |
|
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста |
0 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет |
2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста |
1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста не прокомментирована, или — в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или — прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или — в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или — в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или — позиция автора исходного текста не сформулирована |
0 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее двух аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) |
3 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее двух аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт) или — привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы |
2 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт |
1 |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или — мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором»), или — мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе |
0 |
II. Речевое оформление сочинения |
|
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но — допущена одна логическая ошибка, и/или — в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но — допущено более одной логической ошибки, и/или — имеются два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но — прослеживается однообразие грамматического строя речи, или — работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но — есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
III. Грамотность |
|
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) |
3 |
Допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущены 3 — 4 ошибки |
1 |
Допущено более четырёх ошибок |
0 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка) |
3 |
Допущены 1 — 3 ошибки |
2 |
Допущены 4 — 5 ошибок |
1 |
Допущено более пяти ошибок |
0 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
Допущены 1 — 2 ошибки |
1 |
Допущено более двух ошибок |
0 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
Допущены 2 — 3 ошибки |
1 |
Допущено более трёх ошибок |
0 |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
Допущены этические ошибки (одна и более) |
0 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале |
0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу |
23 |
При оценке грамотности (раздел «Грамотность») следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 — 300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (орфографических, пунктуационных, языковых, речевых) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
• орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
• пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
• допущено не более двух орфографических ошибок;
• допущены 1 — 3 пунктуационные ошибки;
• грамматических языковых ошибок нет;
• допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям раздела «Грамотность» за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (разделы «Содержание сочинения», «Речевое оформление сочинения», «Грамотность») оценивается нулём баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Автор: Н. В. Егорова