Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Вводные слова и выражаемые ими значения
Готовимся к выполнению задания ЕГЭ №17

Вводные слова выражают

Примеры

1. Уверенность


2. Неуверенность


3. Различные чувства


4. Источник сообщения


5. Порядок мыслей, их связь, итог


6. Способ оформления мыслей


7. Привлечение внимания


8. Степень обычности


Материал для выполнения задания: по преданию, бывало, напротив, иначе говоря, по моему мнению, разумеется, таким образом, пожалуй, пожалуйста, во-первых, к сожалению, как правило, говорят, бесспорно, итак, по-видимому, иными словами, по моим наблюдениям, с одной стороны, поверьте, естественно, одним словом, следовательно, к стыду своему, понимаете, по сообщениям печати, например, действительно, видимо, впрочем, должно быть, кстати, к нашей радости.

Упражнение № 29

Расставьте недостающие знаки препинания при вводных словах, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Лебедев. Остаётся пожалуй только руками развести и кроме этого больше ничего (по) вид...мому нельзя сделать. Послушай Николай! (По) твоему всё это у тебя умно тонко и разумеется по всем правилам психологии а (по) моему это скандал и прямо скажем несчастие. Выслушай однако меня старика в последний раз! Итак вот что я тебе скажу: успокой пожалуйста свой ум! Гляди на вещи просто как кстати все глядят! На этом свете безусловно всё просто. (Во) первых потолок белый (во) вторых сапоги черные и наконец сахар сладкий. Ты Сашу любишь она тебя конечно тоже любит. Коли любишь оставайся, не любишь уходи, в пр...тензии впрочем не будем. По моему мнению ведь это так просто! Оба вы к счастью здоровые умные нравственные. И сыты слава богу и одеты... Что ж тебе еще нужно? Денег наверное нет? Действительно велика важность! Говорят не в деньгах счастье... Естественно я понимаю... Имение у тебя по слухам заложено процентов нечем платить но я как отец понимаю... Мать например как хочет бог с ней; не даёт денег не нужно. Шурка говорит что напротив не нуждается в прида(н/нн)ом. Принципы... Всё это однако чепуха... Между тем есть у меня в банке заветные десять тысяч. Про них в доме к моей радости ни одна собака не знает... Бабушкины... Это вам обоим... К свадьбе.

(А. П. Чехов «Иванов»)

  Ответ:

Лебедев. Остаётся, пожалуй, только руками развести, и, кроме этого, больше ничего, по-видимому, нельзя сделать. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко и, разумеется, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал и, прямо скажем, несчастие. Выслушай, однако, меня, старика, в последний раз! Итак, вот что я тебе скажу: успокой, пожалуйста, свой ум! Гляди на вещи просто, как, кстати, все глядят! На этом свете, безусловно, всё просто. Во-первых, потолок белый, во-вторых, сапоги чёрные и, наконец, сахар сладкий. Ты Сашу любишь, она тебя, конечно, тоже любит. Коли любишь — оставайся, не любишь - уходи, в претензии, впрочем, не будем. По моему мнению, ведь это так просто! Оба вы, к счастью, здоровые, умные, нравственные. И сыты, слава богу, и одеты... Что ж тебе ещё нужно? Денег, наверное, нет? Действительно, велика важность! Говорят, не в деньгах счастье... Естественно, я понимаю... Имение у тебя, по слухам, заложено, процентов нечем платить, но я, как отец, понимаю... Мать, например, как хочет, бог с ней; не даёт денег — не нужно. Шурка говорит, что, напротив, не нуждается в приданом. Принципы... Всё это, однако, чепуха... Между тем есть у меня в банке заветные десять тысяч. Про них в доме, к моей радости, ни одна собака не знает... Бабушкины... Это вам обоим... К свадьбе.

(А. П. Чехов «Иванов»)

Запомните!

Слово однако является вводным словом и выделяется запятыми, если

Слово однако выступает в роли союза, не является вводным словом и не выделяется запятыми, если

стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.

стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом но.

Пример: Он был. однако, угрюм и молчалив.

Пример: Однако (— но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался.

Упражнение № 30

Определите, в каких предложениях слово однако является вводным, а в каких — выступает в роли сочинительного союза. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Роман «Мастер и Маргарита» был написан в 1929 — 1940 годах однако при жизни М. А. Булгакова (1891 — 1940) не печатался был впервые издан в 1966 году а отдельным изданием вышел только в 1973 году.

2) Однако неожида(н/нн)о возле него столкнулись две женщины и одна из них востроносая и простоволосая закричала над самым ухом поэта. (М. А. Булгаков)

3) Абрикосовая газирова(н/нн)ая вода дала однако обильную жёлтую пену в воздухе запахло парикмахерской и в то (же) время (не) приятное облачко набежало на его душу. (М. А. Булгаков)

4) Однако вчерашний опыт показал что этому рассказу не вер...т или понимают его как (то) извращё(н/нн)о. (М. А. Булгаков)

5) Попал Никанор Иванович Босой однако к профе(с/сс)ору Стравинскому (н...) сразу а пр...дв..рительно побывав разумеется в другом месте. (М. А. Булгаков)

6) Подошедшая к телефону супруга Аркадия Аполлоновича ответила мрачно что Аркадий Аполлонович (не) здоров лёг поч...вать и подойти к а(п/пп)арату не может однако Аркадию Аполлоновичу подойти к а(п/пп)арату всё (таки) пр...шлось. (М. А. Булгаков)

7) Однако ждать пр...шлось дольше чем пол...гал киевлянин. (М. А. Булгаков)

8) В квартире № 50 побывали и н... раз и (н...) только осматр..вали её ч...резвычайно тщательно но и выстукивали стены в ней изучали ками(н/нн)ые дымоходы искали тайники однако все эти мероприятия (н...) какого результата не дали. (М. А. Булгаков)

9) В это время вводили Римского привезё(н/нн)ого в (Л/ленинградском поезде однако этот тр...сущийся от страха психически ра(с/сс)трое(н/нн)ый седой старик в котором очень трудно было узнать прежнего финдиректора (н...) (за) (что) не хотел говорить правду и оказался очень упорен. (М. А. Булгаков)

10) Умные люди на то и умны что(бы) разб...рат...ся в запута(н/нн)ых вещах однако. (М. А. Булгаков)

Ответ:

1) Роман «Мастер и Маргарита» был написан в 1929 — 1940 годах, однако при жизни М. А. Булгакова (1891 — 1940) не печатался, был впервые издан в 1966 году, а отдельным изданием вышел только в 1973 году.

2) Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них, востроносая и простоволосая, закричала над самым ухом поэта

3) Абрикосовая газированная вода дала, однако, обильную жёлтую пену, в воздухе запахло парикмахерской, и в то же время неприятное облачко набежало на его душу.

4) Однако вчерашний опыт показал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо.

5) Попал Никанор Иванович Босой, однако, к профессору Стравинскому не сразу, а предварительно побывав, разумеется, в другом месте.

6) Подошедшая к телефону супруга Аркадия Аполлоновича ответила мрачно, что Аркадий Аполлонович нездоров, лёг почивать и подойти к аппарату не может, однако Аркадию Аполлоновичу подойти к аппарату всё-таки пришлось.

7) Однако ждать пришлось дольше, чем полагал киевлянин.

8) В квартире № 50 побывали, и не раз, и не только осматривали её чрезвычайно тщательно, но и выстукивали стены в ней, изучали каминные дымоходы, искали тайники, однако все эти мероприятия никакого результата не дали.

9) В это время вводили Римского, привезённого в ленинградском поезде, однако этот трясущийся от страха, психически расстроенный седой старик, в котором очень трудно было узнать прежнего финдиректора, ни за что не хотел говорить правду и оказался очень упорен.

10) Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах, однако.

Запомните!

Слово значит является вводным словом и выделяется запятыми, если

Слово значит не является вводным словом и не выделяется запятыми, если

оно синонимично слову следовательно.

оно близко по смыслу слову означает.

Пример: Если наступит весна, значит (= следовательно), будет тепло.

Пример: Бороться — значит (= означает) победить.

Упражнение № 31

Определите, в каких предложениях слово значит является вводным, а в каких - таковым не является. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Если дама с собачкой здесь без мужа и без знакомых значит было бы отнюдь (не) лишним познакомит..ся с ней рассуждал Гуров. (А. П. Чехов)

2) Её выражение походка платье прич...ска одним словом все эти детали говорили ему что дама с собачкой безусловно из порядочного общества замужем в Ялте в первый раз и одна а значит ей скучно здесь. (А. П. Чехов)

3) Оно море шумело (в) низу когда ещё тут не было н... Ялты н... Ореанды теперь шумит и будет шуметь всё так (же) равнодушно и глухо когда нас не будет. Значит в этом постоянстве в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется быть может залог нашего вечного спасения непрерывного движения жизни на земле. (А. П. Чехов)

4) Видно было как приш...л пароход из Феодосии освещ...(н/нн)ый утре(н/нн)ей з...рей.

Роса на траве сказала Анна Сергеевна после молчания.

Пора значит домой (не) спеша ответил ей Гуров.

                                      (А. П. Чехов)

5) Оставшись один на платформе и глядя (в) даль тёмную и (не) ясную Гуров слушал и крик кузнечиков и гудение телеграфных проволок с таким чувством как будто только что проснулся. И он думал о том что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, что Анна Сергеевна навсегда уехала и значит это приключение тоже уже кончилось. (А. П. Чехов)

6) Анна Сергеевна села в третьем ряду и когда Гуров взглянул на неё то сердце у него сжалось и он понял ясно что для него теперь на всём свете нет ближе дороже и значит важнее этого человека: эта маленькая женщина (н...)чем (не) замечательная с вульгарною лорнеткой в руках наполняла теперь всю его жизнь была его горем радостью единстве(н/нн)ым счастьем. (А. П. Чехов)

7) Вместе с Анной Сергеевной вош...л и сел рядом молодой человек очень высокий и сутулый который при каждом шаге покачивал головой и казалось постоянно кланялся. Значит это был её муж которого она тогда в Ялте назвала лакеем. (А. П. Чехов)

8) И казалось что ещё немного и решение будет найде(н/нн)о и тогда значит начнётся новая жизнь прекрасная и радостная. (А. П. Чехов)

9) Теперь три градуса тепла а между тем идёт снег. Но ведь это тепло только на поверхности земли. Значит в верхних слоях атмосферы совсем другая температура. (А. П. Чехов)

10) Жить (по) долгу (не) видя её значит обрекать себя на безрадостное существование. (А. П. Чехов)

Ответ:

1) «Если дама с собачкой здесь без мужа и без знакомых, значит, было бы отнюдь не лишним познакомиться с ней», — рассуждал Гуров.

2) Её выражение, походка, платье, причёска — одним словом, все эти детали говорили ему, что дама с собачкой, безусловно, из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, а значит, ей скучно здесь.

3) Оно, море, шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь всё так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. Значит, в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле.

4) Видно было, как пришёл пароход из Феодосии, освещённый утренней зарей.

— Роса на траве, — сказала Анна Сергеевна после молчания.

— Пора, значит, домой — не спеша ответил ей Гуров.

5) Оставшись один на платформе и глядя в даль, тёмную и неясную, Гуров слушал и крик кузнечиков, и гудение телеграфных проволок с таким чувством, как будто только что проснулся. И он думал о том, что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, что Анна Сергеевна навсегда уехала и, значит, это приключение тоже уже кончилось.

6) Анна Сергеевна села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на неё, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всём свете нет ближе, дороже и, значит, важнее этого человека: эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем.

7) Вместе с Анной Сергеевной вошёл и сел рядом молодой человек, очень высокий и сутулый, который при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Значит, это был её муж, которого она тогда в Ялте назвала лакеем.

8) И казалось, что ещё немного и решение будет найдено, и тогда, значит, начнётся новая жизнь, прекрасная и радостная.

9) Теперь три градуса тепла, а между тем идёт снег. Но ведь это тепло только на поверхности земли. Значит, в верхних слоях атмосферы совсем другая температура.

10) Жить, подолгу не видя её, — значит обрекать себя на безрадостное существование.

Запомните!

Слово действительно является вводным словом и выделяется запятыми, если

Слово действительно не является вводным словом и не выделяется запятыми, если

стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение в самом деле, правда.

стоит в середине или в конце предложения.

Пример: Действительно (= в самом деле), его работа интересна.

Пример: Его исследовательская работа действительно интересна.

Примечание: вводное слово действительно не отделяется запятой от союза и, употребленного в самом начале предложения.

  Пример: И действительно, эта проблема актуальна и в наши дни.

        И действительно, он оказался прав.

Упражнение № 32

Определите, в каких предложениях слово действительно является вводным, а в каких — таковым не является. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Чехов действительно показывает героев в основном в двух планах или в плане моральной д...гр...дации или в плане духовного роста.

2) И действительно чеховские повести и рассказы 90-х годов содержат как правило открытые финалы. Они как и сама жизнь (не) заверше(н/нн)ы.

3) Многих чеховские героев действительно отличает духовная инертность которая проявляется в шаблонности поведения.

4) В рассказах А. П. Чехова 90-х годов динамизм сюжетного построения действительно заменяется напряжённостью внутренней жизни персонажа.

5) (В) след за самим А.П. Чеховым его ранние юмористические рассказы-сценки можно назвать «фейерверочными» так как непр..менным условием создания комического э(ф/фф)екта в них действительно является неожиданный поворот в развити... сюжета.

6) И действительно универсальная конфликтная ситуация в драматургии А. П. Чехова (не) удовлетворё(н/нн)ость человека своей жизнью.

7) Трагикомический характер п...есы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» действительно наиболее ярко выражен в третьем действии Раневская устраивает бал в тот самый день когда имение продаётся с торгов.

8) Внесценический событийный ряд в п...ье(с/сс)е А. П. Чехова «Вишнёвый сад» действительно насыщен главное событие продажа с аукциона имения как известно происходит за пр...делами сцены.

9) Действительно А. П. Чехов вошёл в историю н... только русского но и мирового театра как смелый новатор создавший по словам М. Горького «новый вид дра(м/мм)атическо- го искусства».

10) Чеховский лаконизм действительно противостоит толстовской эпической обстоятельности.

Ответ:

1) Чехов действительно показывает героев в основном в двух планах: или в плане моральной деградации, или в плане духовного роста. 2) И действительно, чеховские повести и рассказы 90-х годов содержат, как правило, открытые финалы. Они, как и сама жизнь, не завершены. 3) Многих чеховские героев действительно отличает духовная инертность, которая проявляется в шаблонности поведения. 4) В рассказах А. П. Чехова 90-х годов динамизм сюжетного построения действительно заменяется напряжённостью внутренней жизни персонажа. 5) Вслед за самим А. П. Чеховым его ранние юмористические рассказы-сценки можно назвать «фейерверочными», так как непременным условием создания комического эффекта в них действительно является неожиданный поворот в развитии сюжета. 6) И действительно, универсальная конфликтная ситуация в драматургии А. П. Чехова — неудовлетворённость человека своей жизнью. 7) Трагикомический характер пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» действительно наиболее ярко выражен в третьем действии: Раневская устраивает бал в тот самый день, когда имение продаётся с торгов. 8) Внесценический событийный ряд в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» действительно насыщен: главное событие — продажа с аукциона имения — как известно, происходит за пределами сцены. 9) Действительно, А. П. Чехов вошёл в историю не только русского, но и мирового театра как смелый новатор, создавший, по словам М. Горького, «новый вид драматического искусства». 10) Чеховский лаконизм действительно противостоит толстовской эпической обстоятельности.

Запомните!

Слово наконец является вводным словом и выделяется запятыми, если

Слово наконец не является вводным словом и не выделяется запятыми, если

указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение и ещё (часто в предложении вводному слову наконец предшествуют слова во-первых, во-вторых или с одной стороны, с другой стороны, по отношению к которым слово наконец является замыкающим перечисление).

его можно заменить словосочетанием в конце концов или оно имеет значение после всего, под конец, в результате всего (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -то).

Пример: Во-первых, ты опоздал, во- вторых, не принёс работу и, наконец, пролил сок на рисунок.

Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега.

Упражнение № 33

Определите, в каких предложениях слово наконец является вводным. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Летом можно поехать на заграничный курорт пройти курс лечения в загородном санатори... наконец отдохнуть на даче.

  2) Наконец он вернулся путешествия чему (в) проч...м не все были особо рады.

  3) Можно отметить наконец и актуальность данного про...кта.

  4) Алексей усвоил наконец и такт то есть умение обращат..ся с людьми.

  5) И вот наконец долгожданный момент настал.

  6) Сначала он переплыл озеро потом пробежал по дорожке и наконец взобрался на гору.

Запомните!

  Следующие слова никогда не являются вводными и запятыми не выделяются:

  Как будто, будто, словно, как бы, вроде бы, всё равно, вряд ли, ведь, именно, всё-таки, всё же, только, лишь, даже, наверняка, особенно, между тем, исключительно, к тому же, поистине, неужели, вообще, обыкновенно, вдруг, примерно, приблизительно, авось, порой, тем не менее, поэтому.

Упражнение № 34

Определите, какие из выделенных слов в тексте являются вводными, а какие таковыми не будут. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

По воспоминаниям современников Вахтангов известный театральный режи(с/сс)ёр якобы так объяснял актёрам что такое знаменитый чеховский «подтекст»: «Если допустим кто (нибудь) спрашивает у вас который час он этот вопрос наверняка может вам задать при различных обстоятельствах и разумеется с различными интонациями. Ведь порой тот кто спрашивает не хочет может быть знать который именно час однако он хочет например дать вам понять что просто слишком засиделись и что определённо уже поздно. Или напротив вы ждёте доктора и каждая минута конечно очень дорога для вас. Тем не мен...е можно перечислить целый длинный список таких обстоятельств и случаев когда интонация этого же вопроса безусловно может звучать (по) разному. Поэтому необходимо искать подтекст каждой фразы».

Вряд ли можно поспорить с великим режиссером. И действительно подтекст это расхождение между словами персонажей и их мыслями и чувствами. Иначе говоря это несоответствие поведения и речи героев с их исти(н/нн)ым психологическим состоянием. Слова как будто произносятся машинально а интонация наоборот выражает подли(н/нн)ое настроение героев.

Следующий фрагмент диалога из пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» по мнению литературоведов наглядно показывает что такое подтекст.

Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идёт...

Аня (задумчиво). Епиходов идёт...

Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да.

Интонация не соответствует смыслу высказывания что кстати является отличительной чертой построения диалогов в п...есах А. П. Чехова. Обе героини в данный момент очевидно думают вовсе не о Епиходове. Значит за внешне обыкновенными действиями и разговорами чеховских персонажей читатель и естественно зритель должен угадывать их скрытое психологическое состояние. Таким образом становится понятно почему п...есы А. П. Чехова называют «п...есами настроения».

(По материалам книги «Беседы о Вахтангове».)

  Ответ:

По воспоминаниям современников, Вахтангов, известный театральный режиссёр, якобы так объяснял актёрам, что такое знаменитый чеховский «подтекст»: «Если, допустим, кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос наверняка может вам задать при различных обстоятельствах и, разумеется, с различными интонациями. Ведь порой тот, кто спрашивает, не хочет, может быть, знать, который именно час, однако он хочет, например, дать вам понять, что просто слишком засиделись и что определённо уже поздно. Или, напротив, вы ждёте доктора, и каждая минута, конечно, очень дорога для вас. Тем не менее можно перечислить целый длинный список таких обстоятельств и случаев, когда интонация этого же вопроса, безусловно, может звучать по-разному. Поэтому необходимо искать подтекст каждой фразы».

Вряд ли можно поспорить с великим режиссёром. И действительно, подтекст - это расхождение между словами персонажей и их мыслями, и чувствами. Иначе говоря, это несоответствие поведения и речи героев с их истинным психологическим состоянием. Слова как будто произносятся машинально, а интонация, наоборот, выражает подлинное настроение героев.

Следующий фрагмент диалога из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», по мнению литературоведов, наглядно показывает, что такое подтекст.

  Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идёт...

  Аня (задумчиво). Епиходов идёт...

  Гаев. Солнце село, господа.

  Трофимов. Да.

Интонация не соответствует смыслу высказывания, что, кстати, является отличительной чертой построения диалогов в пьесах А. П. Чехова. Обе героини в данный момент, очевидно, думают вовсе не о Епиходове. Значит, за внешне обыкновенными действиями и разговорами чеховских персонажей читатель и, естественно, зритель должен угадывать их скрытое психологическое состояние. Таким образом, становится понятно, почему пьесы А. П. Чехова называют «пьесами настроения».

Знание темы «Вводные слова и знаки препинания при них» поможет вам при выполнении задания № 17 ЕГЭ по русскому языку.

Задание формулируется следующим образом:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый изгиб творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевается в рукописи.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Упражнение № 35

Выполните тест.

Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В прозе Чехова (1) оказывается (2) живут и действуют почти 8 тысяч персонажей. Так что художественный мир этого писателя (3) по-видимому (4) является одним из самых «населённых» в мировой литературе. Например (5) в «Человеческой комедии» Бальзака (6) по данным французских литературоведов (7) всего около 3 тысяч действующих лиц.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рассказы Чехова (1) кажется (2) не имеют ни начала, ни конца: они - сплошная середина, вроде той черепахи, когда она спрячет хвост и голову. Однако (3) в них, если приглядеться, и хвост, и голова (4) всё-таки (5) имеются, хоть и (6) порой (7) они втянуты внутрь.

Ответ: 1, 2

Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По наблюдению литературоведа В. Катаева (1) тема взаимного равнодушия и разобщенности людей является (2) несомненно (3) ключевой в творчестве А. П. Чехова. Героев разделяют невидимые, но (4) поистине (5) непроницаемые перегородки. Когда кому-то из них необходимо встретить отклик со стороны другого человека, тот, другой, в этот момент поглощён своими интересами и (6) следовательно (7) не может уделить должного внимания нуждающемуся.

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7

Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

Ответ: 1, 4, 5, 6, 7

Задание № 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Важнейшей особенностью чеховской драматурги (1) по мнению литературных критиков (2) является их постоянная внутренняя сосредоточенность вокруг своих мыслей и переживаний. Для этой цели Чехову (3) наверняка (4) мало было одной прямой речи, и он прибегал (5) поэтому (6) к ряду других художественных средств.

Ответ: 1, 2

Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Размышления чеховских героев являются (1) как правило (2) не отвлечёнными рассуждениями, а (3) разумеется (4) их личными переживаниями. Таким образом (5) характеристика мировоззрения действующих лиц у Чехова (6) всё-таки (7) связана с воспроизведением индивидуальных черт их характера.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5

Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Между тем (1) Лопахин (2) как будто (3) не лишён отзывчивости и чуткости (4) однако (5) это (6) впрочем (7) не мешает ему начать вырубку деревьев ещё до отъезда Раневской.

Ответ: 4, 6, 7

Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для полноты картины (1) во-первых (2) следует вспомнить и лакея Якова, в котором (3) словно (4) сконцентрирована подлинная, хотя и скрытая сущность дворянских персонажей пьесы «Вишнёвый сад». В нём в незавуалированной, циничной форме (5) например (6) отражена эгоистичность его хозяев (7) в частности (8) Раневской.

Ответ: 1, 2, 5, 6, 7

Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И (1) действительно (2) все философствования Гаева звучат (3) якобы (4) как лирически прочувствованные монологи, вздорность и глупость которых (5) однако (6) ни у кого не вызывает сомнения и (7) вряд ли (8) принимается всерьёз.

Ответ: 2, 5, 6

Задание № 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Авторская позиция в чеховских повестях и рассказах (1) тем не менее (2) определённа. Однако (3) она обычно выражается не прямо, а косвенно: во-первых (4) в подробностях портрета персонажа, а (5) во-вторых (6) в системе художественных деталей и (7) наконец (8) в расстановке действующих лиц.

Ответ: 4, 6, 7, 8

В задание № 17 включена и тема «Обращение».

Обращение — это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

        (А. С. Пушкин)

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии:

Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А. С. Пушкин)

Обращениями также служат названия лиц по степени родства, названия или клички животных, названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования.

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т. д.):

Ты очень занят, Павел? (Н. Островский)

Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н. А. Некрасов)

Обращение может быть распространено пояснительными словами:

Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И. А. Крылов).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И, в этом случае ставится запятая либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!

Обращение может повторяться:

Ах, няня, няня, я тоскую (А. С. Пушкин).

Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим).

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:

1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький). — Подлежащее.

2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький). — Обращение.

Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Держи, товарищ, порох сухим.

Как недогадлива ты, няня!

Личные местоимения ты и вы обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется с прописной буквы:

Старик! о прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов).

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А. П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. А. Крылов).

  Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава тебе Господи и т. д.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например:

Степанушка, родной, не выдай, милый! (И. А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И. А. Крылов)

Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).

Обращение, как уже отмечалось выше, возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения.

Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н. А. Некрасов)

Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).

Упражнение № 36

Выполните тест.

Задание № 1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шаганэ (1) ты (2) моя (3) Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне. .<...>

Шаганэ (4) ты (5) моя (6) Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может (7) думает обо мне...

                      (С. Есенин)

  Ответ: 3, 6, 7

Задание № 2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай (3) с тобой (4) полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай (5) Джим (6) на счастье лапу мне.

Пожалуйста (7) голубчик (8) не лижись.

Пойми (9) со мной (10) хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

                          (С. Есенин)

  Ответ: 1, 2, 5, 6, 7, 8

Задание № 3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Лошадь (1) не надо.

Лошадь (2) слушайте -

чего (3) вы (4) думаете, что (5) вы (6) их плоше?

Деточка (7)

все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть (8)

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть (9) и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

                                      (В. Маяковский)

  Ответ: 1, 2, 7, 8, 9

Задание № 4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай (1) немытая Россия (2)

Страна рабов (3) страна господ (4)

И вы (5) мундиры голубые (6)

И ты (7) им преданный народ.

Быть может (8) за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

            (М. Ю. Лермонтов)

  Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Задание № 5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не обвиняй (1) меня (2) Всесильный (3)

И не карай меня (4) молю (5)

За то, что мрак земли могильный

С её страстями я люблю; <...>

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костёр,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай (6) творец (7) освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе (8) я снова обращусь.

              (М. Ю. Лермонтов)

  Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 7

Задание № 6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

...Мне (1) вас (2) не жаль (3) неверные друзья (4)

Венки пиров и чаши круговые, —

Мне (5) вас (6) не жаль (7) изменницы младые (8) —

Задумчивый, забав чуждаюсь я.

Но где же (9) вы (10) минуты умиленья,

Младых надежд, сердечной тишины?

Где прежний жар и слезы вдохновенья?..

Придите вновь (11) года моей весны!

                              (А. С. Пушкин)

  Ответ: 3, 4, 7, 8, 10, 11

Задание № 7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай (1) свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты (2) катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. <...>

Он был (3) о море (4) твой певец.

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как (5) ты (6) могущ, глубок и мрачен,

Как (7) ты (8) ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес (9) океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же (10) море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

                  (А. С. Пушкин)

  Ответ: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 10

Задание № 8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О смертной мысли (1) водомёт (2)

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя (3) стремит (4) тебя (5) мятёт?

Как жадно к небу рвешься (6) ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

                  (Ф. И. Тютчев)

  Ответ: 2, 4

Задание № 9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О вещая (1) душа (2) моя!

О сердце (3) полное тревоги (4) —

О, как (5) ты (6) бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия!..

                  (Ф. И. Тютчев)

  Ответ: 3, 4

Задание № 10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как хорошо (1) ты (2) о море ночное (3) —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно <...>

Зыбь (4) ты (5) великая (6) зыбь (7) ты (8) морская (9)

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

                  (Ф. И. Тютчев)

  Ответ: 2, 3, 6, 9