Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018
Уточняющие обособленные обстоятельства
Тренинг по теме Уточняющие обособленные обстоятельства
Уточняющее обособленное обстоятельство — это выделяемое запятыми слово или словосочетание, которое отвечает на вопросы когда именно? Как именно? ГДЕ именно? и конкретизирует место, время или образ действия, о котором говорится в предложении.
Пример: Вчера, примерно в 6 часов вечера, нам принесли телеграмму.
(Принесли (когда?) вчера, (а когда именно вчера?) Примерно в шесть часов вечера.
Примерно в шесть часов вечера — это уточняющее обособленное обстоятельство времени.)
Упражнение № 65
Выполните тест.
Задание № 1. Выпишите из приведённых ниже предложений все уточняющие обособленные обстоятельства. Укажите в скобках после каждого выписанного вами уточняющего обособленного обстоятельства номер предложения, в котором оно употреблено.
(1)Уставшие путники, они подъехали к реке. (2)Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили вброд и которая обыкновенно пересыхала к августу. (3)Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть ширины, быстрая, мутная, холодная. (4)На берегу, у самой воды, видны были свежие колеи - значит, здесь проезжали.
(5) — Вперёд! — крикнул Семён сердито и с тревогой, сильно дергая за вожжи и взмахивая локтями, как птица крыльями. — (6) Вперёд!
(7)Лошадь вошла в воду по брюхо и остановилась, но тотчас же опять пошла, напрягая силы, и Марья Васильевна почувствовала в ногах резкий холод.
(А. П. Чехов «На подводе»)
Ответ: после половодья (предложение № 3); у самой воды (предложение № 4)
Задание № 2. Выпишите из приведённых ниже предложений все уточняющие обособленные обстоятельства. Укажите в скобках после каждого выписанного вами уточняющего обособленного обстоятельства номер предложения, в котором оно употреблено.
(1)Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и оглушительно быстрыми, огненными змеями молний, когда мы подъезжали к назначенному месту — к Суходолу. (2)Чёрно-лиловая туча тяжело свалилась к северо-западу, величаво заступила полнеба напротив. (3)В стороне от дороги, у самого поворота в суходол, увидали мы высокую и престранную фигуру не то старика, не то старухи. (4)Затемно приехали в усадьбу, где от дедовского дубового дома, не раз горевшего, остался вот этот, невзрачный, полусгнивший. (5)Запахло самоваром, посыпались расспросы.
(И. А. Бунин «Суходол»)
Ответ: у самого поворота в суходол (предложение № 3)
Задание № 3. Выпишите из приведённых ниже предложений все уточняющие обособленные обстоятельства. Укажите в скобках после каждого выписанного вами уточняющего обособленного обстоятельства номер предложения, в котором оно употреблено.
(1)Утром, сразу после завтрака, в голове его неумолкаемо звучало эхо колокольного звона, и каждый удар имел странное свойство будить прошлое.
(2)Возникали в памяти картины и события, давно уже забытые им. (3)И едкое чувство тоски жгло его сердце, всё усиливаясь и возрастая. (4)Вспоминая прошлую жизнь, он видел в ней много такого, чего бы он мог и не делать и что не отягощало бы теперь его душу.
(5)Много было в его жизни излишней жестокости, проявленной к людям, и жадности к деньгам...
(6)...А уже день наступал.
(7)Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно розовая полоска света, и тусклые пятна воды на лугах стали светлее, точно пыль лежала на них и теперь поднялась.
(8)Туча в небе над колокольней разорвалась на пышные тёмные куски, и они медленно расползались в пространстве, открывая голубые пятна неба со звёздами, уже терявшими свой блеск в предчувствии рассвета.
(М. Горький «Колокол»)
Ответ: сразу после завтрака (предложение № 1); на горизонте (предложение № 7)
Задание № 4. Выпишите из приведённых ниже предложений все уточняющие обособленные обстоятельства. Укажите в скобках после каждого выписанного вами уточняющего обособленного обстоятельства номер предложения, в котором оно употреблено.
(1)Нас, троих, послали с завода на отмель, чтобы снять с неё оставленные утром снасти. (2)Однако Баринову и мне лень было ехать так далеко по жаре. (З)Поэтому мы залегли на ближайшую к берегу мель...
(4)Становится все жарче; тёплый, крепко солёный воздух тяжел и влажен, трудно дышать. (5)На губах соль, хочется пить, а баклажка с простой водою в лодке. (6)В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (7)Они кажутся отражениями бескрылых птиц, плавающих в воздухе. (8)Невольно смотришь вверх, где в синем зное остановилось и плавится солнце.
(М. Горький «Весельчак»)
Ответ: у самой отмели (предложение № 6)
Задание № 5. Выпишите из приведённых ниже предложений все уточняющие обособленные обстоятельства. Укажите в скобках после каждого выписанного вами уточняющего обособленного обстоятельства номер предложения, в котором оно употреблено.
(1)Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов... (2)Вдруг она вырвалась из их толпы, и море, бесконечное и могучее, развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы лилово-сизых, облаков, с жёлтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. (3)Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые... (4)Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. (5)Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск.
(М. Горький «Челкаш»)
Ответ: на краю моря (предложение № 5)
Упражнение № 66
В данных предложениях не расставлены знаки препинания. Укажите, в каком из предложений каждой пары, одно из двух рядом стоящих обстоятельства является уточняющим. Выделите запятыми уточняющие обстоятельства.
1) Вдруг за поворотом появился грузовик. — Вдруг неожиданно для шофёра за поворотом появился грузовик.
2) Этот город возник много веков назад недалеко от Ильмень-озера. — Этот город возник много веков назад ещё при Иване Грозном.
3) В начале июля в России отмечается день рождения Пушкина. — В начале июля шестого числа в России отмечается день рождения Пушкина.
4) Здесь на берегах Невы проходит научно-техническая выставка. — Здесь в сентябре проходит научно-техническая выставка.
5) Машина ехала очень быстро по центральной полосе. — Машина ехала очень быстро на предельной скорости.
Упражнение № 67
Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, какие предложения осложнены обособленными приложениями, а какие — уточняющими обособленными обстоятельствами.
1) Он вск...чил с места и скорым шагом почти бегом устремился к выходу.
2) Впереди шли взрослые мать и бабушка.
3) Всякая птичка даже воробей привлекала его внимание.
4) У неё было такое чувство будто она жила в этом поисти(н/нн)е удивительном крае давным (давно) лет сто.
5) В комнате в углу стояло большое кожа(н/нн)ое кресло.
6) Здесь среди болот поросших богатой р..стительностью проб...рается изгибаясь (не) большой руч...ёк.
7) Русский композитор Бородин автор оперы Князь Игорь в детстве интересовался химией.
8) Я не слишком люблю эти цветы гладиолусы.
9) Только сегодня в день переезда из деревни в город он понял весь ужас перемены о которой (в) продолжени... полугода говорил ему отец.
10) Вдруг совсем рядом прямо из-под ног вспорхнула потревоже(н/нн)ая нашим пр..быванием здесь птица.