Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Виды связи слов в словосочетании (согласование управление примыкание)
Тренинг по теме Виды связи слов в словосочетании

Словосочетание — сочетание двух и более слов, относящихся к самостоятельным частям речи, объединённых по смыслу и связанных подчинительной связью (любимая профессия, прочитать книгу, всегда спокойный).

Запомните!

Словосочетаниями не являются:

  1) подлежащее и сказуемое (лето пришло, день ненастен)

  2) ряд однородных членов, то есть слова, связанные сочинительной связью (громко и весело)

  3) сочетание самостоятельного и служебного слова

  • имя существительное с предлогом (несмотря на усталость, спустя месяц, в течение дня)

  • глагол с частицей (лишь задумался, даже не верится, как будто опечалился, словно обиделся)

  • глагол с союзом (тоже пришёл)

  4) составные формы слова

  • степени сравнения имен прилагательных и наречий (менее убедительный, самый умный)

  • составная форма будущего времени глагола (будет происходить)

  5) неделимые фразеологизмы (сломя голову, спустя рукава)

Упражнение № 1

  Укажите, какие пары слов не являются словосочетаниями. Объясните свой ответ.

  1) находиться недалеко

  2) рядом с домом

  3) лес красив

  4) всё-таки решился

  5) лишь услышав

  6) машина брата

  7) просто не верится

  8) говорил и смеялся

  9) как будто испугался

  10) около школы

  11) начался дождь

  12) только спросил

  13) водить за нос

  14) несмотря на непогоду

  15) будет участвовать

  16) просьба помочь

  17) давно пустые

  18) поздно ночью

  19) она плачет

  20) более интересный

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.

Пример: душистой земляникой — зависимое слово душистой повторяет род, число, падеж главного слова земляникой: стоит в тех же формах (единственное число, женский род, творительный падеж), что и главное слово.

Запомните!

При согласовании

  1) главным словом является имя существительное (новая машина, заветная мечта);

  2) зависимым словом может быть имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение (частые встречи, летящий мяч, второй подъезд, наше право);

  3) при изменении главного слова меняется форма зависимого слова (новая машина, новой машине, новую машину).

Как определить словосочетание с согласованием:

  1) найдите в указанном предложении имя существительное (как известно, имя существительное является главным словом при согласовании);

  2) задайте от найденного вами имени существительного вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и определите зависимое слово;

  3) убедитесь в том, что найденное вами зависимое слово является либо именем прилагательным, либо причастием, либо порядковым числительным, либо местоимением: а) указательным (тот, та, то, те, этот, эта, это, эти, такой, такая, такое, такие), б) притяжательным (мой, твой, наш, ваш, свой), в) определительным (любой, иной, другой, каждый, весь, вся, всё, все, сам, сама, само, сами), г) неопределённым (какой- то, некоторый и др.);

  4) измените падеж главного слова и убедитесь в том, что при изменении главного слова меняется форма зависимого слова: оно в точности повторяет падеж главного.

Упражнение № 2

Выполните тест.

Задание № 1. Из приведённого ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в мир неизвестного, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький)

Ответ: каждая книга

Задание № 2. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Сознательно читать я научился, когда мне исполнилось четырнадцать. В эти годы меня уже не увлекала только фабула книги, я начинал понимать красоту описаний, задумываться над характерами героев, смутно догадывался о целях автора книги и тревожно чувствовал различие между тем, о чём говорила книга, и тем, что внушала жизнь. (М. Горький)

Ответ: (в) эти годы

Задание № 3. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Книги продолжали открывать предо мною новое; особенно много давали мне журналы с иллюстрациями. Их картинки изображали города, людей и события иностранной жизни, всё более и более расширяли предо мною мир. (М. Горький)

Ответ: иностранной жизни

Задание № 4. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет Фарадея, прочитал статью о нём и узнал, что Фарадей был рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой. «Как же это? — недоверчиво думал я. — Значит, кто-нибудь из землекопов тоже может сделаться учёным? И я могу?» (М. Горький)

Ответ: (в) каком-то журнале

Задание № 5. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Окрыляя ум и сердце, книги помогли мне подняться над болотом жизни, где я утонул бы без них, захлебнувшись глупостью и пошлостью. Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и скольких страданий стоило это ему. (М. Горький)

Ответ: скольких страданий

Задание № 6. Из приведённого ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Во всём, что сделано и делается человеком, заключена его душа, всего больше этой души в науке, в искусстве, всего красноречивее и понятнее говорит она в книгах. (М. Горький)

Ответ: этой души

Задание № 7. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Нередко я плакал, читая книги: так хорошо рассказывалось в них о людях, так милы и близки становились они. И я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. (М. Горький)

Ответ: торжественные обещания

Задание № 8. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Жалеть людей — это тяжело, всегда хочется радостно любить кого-нибудь, а любить было некого. Тем горячее я полюбил на всю жизнь книги. (М. Горький)

Ответ: (на) всю жизнь

Задание М 9. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Хотя я и прочитал несколько книг, но всё-таки желания читать у меня не было, да и времени на это не хватало. Но скоро само желание появилось и сразу же стало мукой — об этом я подробно рассказал в повести «В людях». (М. Горький)

Ответ: само желание

Задание № 10. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Нашлись ещё мальчики, которые читали Робинзона, все хвалили книгу. Я был обижен, что бабушкина сказка им не понравилась. И тогда я решил сам прочитать Робинзона, чтобы тоже сказать о нём: «Это чушь!» (М. Горький)

Ответ: бабушкина сказка

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога (читать журнал, побежать к ней).

Запомните!

При управлении

  1) зависимым словом является имя существительное или местоимение, употреблённое в том или ином падеже с предлогом или без предлога (прочитать в книге, сказать ему);

  2) при изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (прочитать в книге, прочитал в книге, прочитает в книге; сказать ему, сказал ему, скажет ему).

Как определить словосочетание с управлением:

  1) Выделите в предложении грамматическую основу (помните о том, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются);

  2) задайте от сказуемого вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) и найдите слово, которое отвечает на один из этих вопросов и зависит от сказуемого;

  3) убедитесь в том, что найденное вами слово является либо именем существительным, либо местоимением с предлогом или без предлога;

  4) выпишите получившееся словосочетание и проверьте, соответствует ли оно схеме, по которой строятся словосочетания со связью управление:

  • глагол + имя существительное (с предлогом или без предлога)

  • глагол + личное местоимение (с предлогом или без предлога)

Если при сказуемом нет слов, отвечающих на вопросы косвенных падежей и выраженных именем существительным или местоимением с предлогом или без предлога, то

  1) задайте от подлежащего вопросы косвенных падежей кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? и найдите слово, которое отвечает на один из этих вопросов и зависит от подлежащего;

  2) убедитесь в том, что найденное вами слово является либо именем существительным, либо местоимением с предлогом или без предлога;

  3) проверьте, соответствует ли словосочетание схеме, по которой строятся словосочетания со связью управление:

  • имя существительное + имя существительное (с предлогом или без предлога)