Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Союзные предложения

Если простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются союзами, то такие сложные предложения называются союзными.

Если простые предложения в составе сложного соединяются без союза, то такие сложные предложения называются бессоюзными.

На границе простых предложений в составе сложного бессоюзного могут быть следующие пунктуационные знаки:

, (запятая)

; (точка с запятой)

: (двоеточие)

— (тире).

Упражнение № 73

Найдите верные утверждения:

1. Предложения, в которых нет второстепенных членов, называются простыми.

2. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются простыми.

3. Предложения, в которых две и более грамматические основы, называются сложными.

4. Союзы соединяют бессоюзные предложения.

5. Союзными предложениями называют такие сложные предложения, части которого соединяются союзами.

6. Бессоюзными предложениями называют такие предложения, на границе которых нет союзов, а есть только знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Простые предложения могут соединяться между собой в составе сложного с помощью сочинительных и подчинительных союзов.

В сложносочинённом предложении простые предложения соединяют сочинительные союзы.

Сочинительные союзы выполняют две синтаксические функции:

• соединяют простые предложения в составе сложносочинённого;

• соединяют однородные члены предложения.

Умейте отличать простое предложение с однородными членами от сложносочинённого:

1) В простом предложении действие производит одно лицо.

Пример:

Этот странный кот подошёл к подножке моторного вагона «А», стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. (М. Булгаков.)

Кот «подошёл», «отсадил», «сделал попытку всучить» — действие совершает одно лицо, союз и соединяет однородные члены, поэтому запятую перед союзом И не ставим.

2) В сложносочинённом предложении действия совершают разные лица.

Пример:

Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали. (М. Булгаков.)

Если сочинительный союз и соединяет части сложносочинённого предложения, то мы ставим запятую перед союзом и.

Пример:

Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков.)

(В предложении сочинительный союз и соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась» «дорога», «кинулся бежать» «пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом и.)

Если сочинительный союз и соединяет однородные члены, то мы не ставим запятую перед союзом и.

Примеры:

1) Сидящий ничего не ответил на это и с какою-то тоской поглядел в окно. (М. Булгаков.)

2) И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. (М. Булгаков.)

(В первом предложении союз и соединяет однородные сказуемые «не ответил», «поглядел», поэтому запятую перед союзом и мы не ставим.

Во втором предложении союз и соединяет части сложносочинённого предложения (две грамматические основы: «воздух сгустился», и «соткался» «гражданин»), поэтому мы ставим запятую перед союзом и.)

Алгоритм определения структуры предложения:

  1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

• если две и более грамматические основы, то предложение будет сложным.

  2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

  3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

  • если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;

  • если на границе простых предложений находится сочинительный союз (и, а, но, да, однако, зато, или, либо, же и др.,), предложение сложносочинённое.

Упражнение № 74

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, определив правильное написание слов, расставьте знаки препинания, графически укажите синтаксическую роль союза И.

1) На мозаичном полу у фонтана уже было приготовле(н/нн)о кресло и прокуратор не глядя н... на кого сел в него и протянул руку в сторону. 2) Человек со связа(н/нн)ыми руками несколько подался вперёд и начал говорить. 3) Тут арестант опять оживился глаза его перестали выражать испуг и он заговорил (по) гречески: «Я игемон н...когда в жизни не соб...рался разрушать ...дание храма и н...кого не подговаривал на это бессмысле(н/нн)ое действие». 4) Га-Ноцри уходил навсегда и страшные злые боли прокуратора некому излечить. 5) Вода в пруде почернела и лёгкая лодочка уже ск...льзила по ней. 6) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами звучали мягче (по) вечернему. 7) Полностью этого осуществить не удалось и волей (неволей) пришлось отвечать хоть и скупо и хмуро на целый ряд вопросов. 8) Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения и вход его получился поэтому очень торжестве(н/нн)ым. 9) Тоска начала покидать Ивана тот (час) после укола и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу раскинувш...ся по небу. 10) На высокой мета(л/лл)ической мачте с седлом наверху и с одним колесом выехала полная блондинка в трико и юбочке усея(н/нн)ой серебря(н/нн)ыми звёздами и стала ездить по кругу. 11) Рукопл...скания потр...сли здание голубой занавес пошёл с двух сторон и закрыл велосипедистов зелё(н/нн)ые огни с надписью «выход» у дверей погасли и в паутине трапеций под куполом как солнце зажглись белые шары. 12) Тут он зааплодировал но в соверше(н/нн)ом одиночестве и на лице при этом у него играла увере(н/нн)ая улыбка но в глазах этой увере(н/нн)ости отнюдь (не) было и скорее всего в них выражалась мольба. 13) Ну легкомысле(н/нн)ы ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкно- ве(н/нн)ые люди (в) общем напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их... 14) Бухгалтер чувствуя что он здесь соверше(н/нн)о лишний выск...чил из секретарской и через минуту был уже на свежем воздухе. 15) На зов этот заскр...пела дверь и в вечернем (полу) мраке на те(р/рр)аске появилась молодая женщина без покрывала. 16) Волшебные чёрные кони и те утомились и несли своих всадников медле(н/нн)о и неизбежная ночь стала их дог..нять.

(М. Булгаков.)

  Ответ:

1) На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону. 2) Человек со связанными руками несколько подался вперёд и начал говорить. 3) Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески: «Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие». 4) Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить. 5) Вода в пруде почернела, и лёгкая лодочка уже скользила по ней. 6) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему. 7) Полностью этого осуществить не удалось и волей-неволей пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов. 8) Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. 9) Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола, и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу, раскинувшуюся по небу. 10) На высокой металлической мачте с седлом наверху и с одним колесом выехала полная блондинка в трико и юбочке, усеянной серебряными звёздами, и стала ездить по кругу. 11) Рукоплескания потрясли здание, голубой занавес пошёл с двух сторон и закрыл велосипедистов, зелёные огни с надписью «выход» у дверей погасли, и в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары. 12) Тут он зааплодировал, но в совершенном одиночестве, и на лице при этом у него играла уверенная улыбка, но в глазах этой уверенности отнюдь не было, и, скорее всего, в них выражалась мольба. 13) Ну, легкомысленны, ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их... 14) Бухгалтер, чувствуя, что он здесь совершенно лишний, выскочил из секретарской и через минуту был уже на свежем воздухе. 15) На зов этот заскрипела дверь, и в вечернем полумраке на терраске появилась молодая женщина без покрывала. 16) Волшебные чёрные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять.