Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Бессоюзные предложения
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Тест по теме Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится

Примеры

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы так как. Потому что и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины).

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)

2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз а именно что).

Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)

3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз что и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным).

Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.)

4. Если в первом простом предложении опускаются слова

И УВИДЕЛ, ЧТО;

И УСЛЫШАЛ, ЧТО;

И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.

Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Запомните:

  • двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.

Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.

  • двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.

Упражнение № 106

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите для каждого предложения причину постановки двоеточия.

1) Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались прохожие обращали на него внимание и оборачивались. 2) И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия из этой квартиры люди начали бе(с/сс)ледно исчезать. 3) Однако дольше задерживаться в передней было неудобно и Стёпа тут (же) составил план всеми мерами скрыть свою невероятную забывчивость а сейчас первым долгом хитро выспросить у иностранца что он собстве(н/нн)о намерен сегодня показывать во ввере(н/нн)ом Стёпе Варьете? 4) Теперь он был ясно виден (усы) пёрышки стёклышко пенсне поблёскивает а другого стёклышка нет. 5) Кстати скажи верно ли что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле сопровождаемый толпою черни кричавшей тебе пр...ветствия как бы некоему пророку? 6) В портфеле ничего не было н... Стёпиного письма н... контракта н... иностранцева паспорта н... денег н... контрамарки. 7) Это конечно неприятное но (не) сверхъестестве(н/нн)ое событие почему-то окончательно потрясло финдиректора но в то (же) время и обрадовало отвалилась необходимость звонить. 8) Это обстоятельство уд...вило финдиректора и опять (таки) неприятно в контракте решительно ничего не упоминалось н... о каком помощнике. 9) Но меня конечно не столько интересуют автобусы телефоны и прочая... а(п/пп)аратура сколько гораздо более важный вопрос изменились ли эти горожане внутре(н/нн)е? 10) Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага дли(н/нн)ый клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот который войдя в уборную на задних лапах соверше(н/нн)о непринуждё(н/нн)о сел на диван щ...рясь на оголё(н/нн)ые гримировальные лампионы. 11) Я (в) общем не склонен сходиться с людьми обладаю некоторой стра(н/нн)остью схожусь с людьми туго недоверчив подозрителен. 12) Он прислушался здание театра молчало. 13) Опытный Максимилиан Андреевич знал что для этого первым и непреме(н/нн)ым шагом должен быть следующий шаг нужно во что (бы) (то) (н...) стало хотя бы време(н/нн)о прописаться в трёх комнатах племя(н/нн)ика.

(По М. Булгакову.)

  Ответ:

1) Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. 2) И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. 3) Однако дольше задерживаться в передней было неудобно, и Стёпа тут же составил план: всеми мерами скрыть свою невероятную забывчивость, а сейчас первым долгом хитро выспросить у иностранца, что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Стёпе Варьете? 4) Теперь он был ясно виден: усы-пёрышки, стёклышко пенсне поблёскивает, а другого стёклышка нет. 5) Кстати, скажи: верно ли, что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою черни, кричавшей тебе приветствия как бы некоему пророку? 6) В портфеле ничего не было: ни Стёпиного письма, ни контракта, ни иностранцева паспорта, ни денег, ни контрамарки. 7) Это, конечно, неприятное, но не сверхъестественное событие почему-то окончательно потрясло финдиректора, но в то же время и обрадовало: отвалилась необходимость звонить. 8) Это обстоятельство удивило финдиректора, и опять-таки неприятно: в контракте решительно ничего не упоминалось ни о каком помощнике. 9) Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... аппаратура, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? 10) Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага: длинный клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот, который, войдя в уборную на задних лапах, совершенно непринуждённо сел на диван, щурясь на оголённые гримировальные лампионы. 11) Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен. 12) Он прислушался: здание театра молчало. 13) Опытный Максимилиан Андреевич знал, что для этого первым и непременным шагом должен быть следующий шаг: нужно во что бы то ни стало, хотя бы временно, прописаться в трёх комнатах племянника.

Упражнение № 107

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите для каждого предложения причину постановки двоеточия.

1) Драгоце(н/нн)ый мой брынза не бывает зелё(н/нн)ого цвета это вас кто (то) обманул ей пол...гается быть белой. (М. Булгаков.) 2) Но давать это объ...снение было некому таинстве(н/нн)ый собеседник Маргариты Николаевны и...чез. (М. Булгаков.) 3) Трусость несомне(н/нн)о один из самых страшных пороков так говорил Иешуа Га-Ноцри нет философ я тебе возражаю это самый страшный порок. (М. Булгаков.) 4) Выходило что тысячи зрителей весь состав Варьете наконец Семплеяров Аркадий Аполлонович наиобразова(н/нн)ейший человек видели этого мага равно как и треклятых его а(с/сс)истентов а между тем нигде его найти никакой возможности нет. (М. Булгаков.) 5) Культурные люди стали на точку зрения следствия работала шайка гипнотизёров и чревовещателей великолепно владеющая своим иску(с/сс)твом. (М. Булгаков.) 6) Что же позвольте вас спросить он провалился что (ли) сквозь землю тот (час) после своего отвратительного сеанса или же как утверждают некоторые вовсе не приезжал в Москву? (М. Булгаков.) 7) В течени... её полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула и она была такова игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри и состава преступления в нем не нашёл. (М. Булгаков.) 8) Н. К. Гаврюшин и(с/сс)ледовавший «литургические мотивы» романа Булгакова доказательно обосновал важнейший вывод «великий бал» и вся подготовка к нему составляют (н...) что иное как сатанинскую антилитургию «чёрную мессу». 9) Гибель Берлиоза оказывается вовсе (не) нелепо случайной но включённой в магический круг сатанинской мистерии отреза(н/нн) ая голова его украде(н/нн)ая затем из гроба превращается в потир из которого в завершени... бала «причащаются» пр...образившийся Воланд и Маргарита (вот одно из проявлений антилитургии — пресуществление крови в вино таинство навыворот). 10) На Литургии в храме читается Евангелие для «чёрной мессы» надобен иной текст роман созда(н/нн)ый Мастером становится (н...) чем иным как «евангелием от Сатаны» искусно включё(н/нн)ым в композицио(н/нн)ую структуру произведения об антилитургии.

  Ответ:

1) Драгоценный мой, брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул: ей полагается быть белой. 2) Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. 3) Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков, так говорил Иешуа Га-Ноцри; нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. 4) Выходило что-то, воля ваша, несусветное: тысячи зрителей, весь состав Варьете, наконец, Семплеяров Аркадий Аполлонович, наиобразованнейший человек, видели этого мага, равно как и треклятых его ассистентов, а между тем нигде его найти никакой возможности нету. 5) Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизёров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством. 6) Что же, позвольте вас спросить: он провалился, что ли, сквозь землю тотчас после своего отвратительного сеанса или же, как утверждают некоторые, вовсе не приезжал в Москву? 7) В течение её полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула, и она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри и состава преступления в нем не нашёл. 8) Н.К.Гаврюшин, исследовавший «литургические мотивы» романа Булгакова, доказательно обосновал важнейший вывод: «великий бал» и вся подготовка к нему составляют не что иное, как сатанинскую антилитургию, «чёрную мессу». 9) Гибель Берлиоза оказывается вовсе не нелепо случайной, но включённой в магический круг сатанинской мистерии: отрезанная голова его, украденная затем из гроба, превращается в потир, из которого в завершение бала «причащаются» преобразившийся Воланд и Маргарита (вот одно из проявлений антилитургии - пресуществление крови в вино, таинство навыворот). 10) На Литургии в храме читается Евангелие, для «чёрной мессы» надобен иной текст: роман, созданный Мастером, становится не чем иным, как «евангелием от Сатаны», искусно включённым в композиционную структуру произведения об антилитургии.

Упражнение № 108

Выполните тест.

Задание № 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» присутствуют раздумья над главной проблемой эпохи: как человеку обрести духовную стойкость, как противостоять массовой «бесовщине», рождённой атеистической бездуховностью.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Ответ: 3

Задание № 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Две эпохи исследовал М. А. Булгаков в своей художественной лаборатории: революцию и гражданскую войну и 30-е годы «мирного строительства».

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 1

Задание № 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Тематика романа очень разнообразна: предательство (Понтий Пилат, Иуда), власть, отношения с ней (Понтий Пилат, Берлиоз и Иешуа), любовь (Маргарита и Мастер), верность и дружба (ученик Левий Матвей), милосердие, сострадание (Маргарита и Фрида).

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ: 3

Задание № 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В Москве 30-х годов журналы и газеты обсуждали интересные для всех вопросы: есть ли Бог, есть ли силы, влияющие на ход истории и судьбу каждого человека?

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Ответ: 4

Задание № 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Что-либо новое сказать вряд ли удастся: Булгаков в своем романе дал убийственную критику мира недолжного существования, разоблачил, высмеял, испепелил огнем язвительного негодования суетность и ничтожество нового советского культурного мещанства.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Ответ: 2

Задание № 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И. Виноградов объективно выявил важное: булгаковское понимание мира в лучшем случае основано на католическом учении о несовершенстве первозданной природы человека, требующей активного внешнего воздействия для её исправления.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ: 2

Задание № 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Все булгаковские персонажи, представляющие людей культуры, так или иначе встают перед выбором: или находить опору в самих себе, или остаться во власти «всемогущих» обстоятельств.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Ответ: 3

Задание № 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Внесение же соблазна в мир не требуется вовсе: мир и без того соблазнён изначально.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Ответ: 3

Задание № 9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Три мира связаны в романе в единое целое: мир вечности (откуда прибыл Воланд), библейский мир (события в Ершалаиме в I веке) и Москва 30-х годов с её жилтовариществом, Домом литераторов, магазинами, варьете и Мастером.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Ответ: 4

Задание № 10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И лишь для Мастера и Маргариты Булгаков приберёг по-своему счастливый финал: их ожидает вечный покой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4