Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018
Тест № 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1)Водоросли — главные производители органических веществ в подводном мире, однако если в воде их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся рыбам и животным. (2)Многие обитатели таких водоёмов погибают из-за нехватки кислорода. (3)(...) основной источник пищи для подводной фауны может стать и причиной их гибели.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Водоросли — основной источник пищи подводных животных и главные производители органических веществ в водной среде.
2) Кислород потребляется рыбами и другими водными животными; водоросли могут обойтись и без него.
3) Большое количество водорослей — основного источника пищи подводной фауны — может стать причиной гибели подводных животных и рыб, вызвав нехватку кислорода в водоёме.
4) Водоросли могут погибнуть, если имеющийся в воде кислород будет полностью потреблён живущими в водоёме рыбами и животными.
5) Подводная фауна может погибнуть, если её представителям не будет хватать кислорода из-за постоянно увеличивающегося количества водорослей.
Ответ: 3 5 <или> 5 3
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Вероятно,
Даже
Итак,
Например,
Ответ: итак
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -мн., -ы, -ов, м.
1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
Происхождение мира.
2) ед. Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир.
3) Объединённое по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный мир. Научный мир.
4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.
5) ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
6) (предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке — голому рубашка (посл.).
Ответ: 4
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите слово.
сверлИшь
запертА
обОдрить
мозаИчный
оптОвый
Ответ: ободрить
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Интерьер этой комнаты отличает удивительный дизайн, эстетичный вид и практичность.
Этот человек был полный невежда в вопросах западноевропейского искусства.
У Андрея Миронова артистические наклонности проявились ещё в детстве.
Его ответ был составлен в весьма дипломатических выражениях.
Я непременно должен высказать своё личное мнение по этому вопросу.
Ответ: дипломатичных
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
скучаю по вас
Лягте на пол
Недры земли
нет новых джинсов
по приезде в Москву
Ответ: недра
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
1) Срочный трудовой договор прекращается по истечении срока его действия. 2) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней гармонии. 3) Все, кто был в этот день в театре, восхищались удивительной игрой актёров. 4) Тем, кто были постарше, предложили пересесть с первого ряда на второй и уступить места малышам. 5) Войдя в комнату, мама увидела сына за чтением «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. 6) В оде А. С. Пушкина «Вольности» звучит тема свободы. 7) Прочитав пьесу М. Горького «На дне», сразу представляется картина безрадостной жизни обитателей ночлежки. 8) Настоящий успех может быть достигнут благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний. 9) Со вчерашнего дня кафе-кондитерская закрылось на ремонт. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 8 6 2 4 7
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
з..ря
утр..мбовать
сер..ал
подж..гатель
пл..вец
Ответ: сериал
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..коп, о..жать
без..мянный, вз..мал
пр..амбула, пр..поны
сверх..яркий, р..яный
из..древле, ..горбился
Ответ: преамбулапрепоны <или> препоныпреамбула
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
обидч..вый
кресл..це
потч..вать
засе..вал
горош..нка
Ответ: потчевать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
неприемл. .мый
застел..шь
перекормл. .нный
выгор..шь
незыбл..мый
Ответ: выгоришь
12. Определите предложение, в котором не со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не) спавший от боли в ноге, я услышал странный шорох.
Впереди оказались далеко (не) ясные очертания огромных деревьев.
Однако у меня почему-то (не) доставало силы уехать.
Афоризм есть (не) что иное, как огранённый алмаз мудрости.
Никому (не) нужная книга лежала на скамейке.
Ответ: недоставало
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Он сделал над собой усилие, что(бы) заснуть, однако всё так(же) лежал без сна. Многие русские слова так(же) излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск, впрочем, вероятно, эти слова только кажутся нам поэтическими (в)следствие того, что передают понятия, наполненные для нас поэтическим содержанием.
Солнце уже светило с(боку), и дорога уходила в(даль), зыбкую, подёрнутую туманом.
(От)чего люди не летают и (по)чему нет у них крыльев?
(Не)смотря на малое количество подтверждений, (в)течение нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание.
Ответ: отчегопочему <или> почемуотчего
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Кипячё(1)ое в дикови(2)ом глиня(3)ом горшочке молоко всегда сверху покрывалось румя(4)ой пенкой, а под этой невида(5)ой пенкой оно было вкусное, и приготовле(6)ый травя(7)ой чай от этого делался поисти(8)е превосходным.
Ответ: 1 2 5 6 <или> любая другая последовательность этих цифр
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вот уже пол года от него ни слуху ни духу.
2) Ранняя весна и слышен звон капели.
3) Город поразил её духотой да ещё чем-то смутно-страшным и тоскливым.
4) Пойду узнаю в деканате насчёт расписания зимней сессии.
5) Я считал его если не другом то хорошим товарищем.
Ответ: 2 5 <или> 5 2
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Весь осыпанный тонкой золотой пылью (1) степной простор кажется безбрежным, и в густой траве дрожат (2) переливаясь и вспыхивая (3) капли крупной росы (4) похожие на диковинные бриллианты.
Ответ: 2 3 4 <или> любая другая последовательность этих цифр
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Между тем (1) в библиотеке А. С. Пушкина (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг. Во-первых (6) книги, связанные с русской историей и литературой. А во-вторых (7) словари и энциклопедии. В библиотеке поэта (8) кроме того (9) были произведения писателей разных стран мира.
Ответ: 2 3 6 7 8 9 <или> любая другая последовательность этих цифр
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.
Ответ: 2
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я знаю (1) что многим очень не нравится этот звук (2) и (3) что многих раздражают поющие двери в доме (4) но я очень его люблю (5) и (6) если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей (7) то тогда вспоминаю низенькую деревенскую комнатку (8) озарённую свечой в старинном подсвечнике.
Ответ: 1 4 7 8 <или> любая другая последовательность этих цифр
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Зритель не просто разглядывает картину — он её познаёт, проникает в основную суть замысла художника; слушателю всегда «легче» воспринимать музыкальное произведение во второй и третий раз, чтобы иметь возможность предугадывать развитие замысла композитора.
Ответ: основную
Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26.
(1)Утром я вышел из гостиницы. (2)Что-то горькое и страшное угнетало мою душу. (3)Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (4)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (5)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость и шум в ушах. (6)И вдруг, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской в той большой комнате, которая сразу бросается в глаза и которую всякий бывший в Лувре знает и, наверное, помнит во всех подробностях.
(7)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: (8)«Что такое со мной случилось?» (9)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... (10)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (11)Похожа ли она видом на руку человеческую? (12)Нет, это просто какой- то кожаный комок. (13)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (14)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(15)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (16)Что это такое? (17)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (18)И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19)Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть прославленный немецкий поэт Генрих Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал.
(20)Я понял, что администрация Лувра сделала великое для всего мира дело, спрятав эту каменную загадку во время франко-прусской войны в деревянный дубовый ящик и схоронив этот ящик в глубине непроницаемых для прусских бомб подвалов. (21)Предста- вить себе, что какой-то кусок чугуна, пущенный дураком, наевшимся гороховой колбасы, мог бы раздробить шедевр в мелкие дребезги. (22)Мне казалось в эту минуту таким злодейством, за которое нельзя отомстить всеми жестокостями, изобретёнными на свете. (23)Раз- бить это! (24)Да ведь это всё равно что лишить мир солнца! (25)Нет, статую Венеры Милосской нужно беречь как зеницу ока, нужно хранить каждую пылинку этого пророчества...
(26)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения. (27)Сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (28)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок.
(29)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (30)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (31)И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(32)Что же руководило скульптором при создании Венеры Милосской? (33)Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика - с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными.
(34)Художник воплотил в статуе Венеры Милосской то истинно прекрасное в человеке, чего сейчас нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
(35)И мысль о том, когда, как, каким образом человеческое существо будет распрямлено до тех пределов, которые сулит каменная загадка, не разрешая вопроса, тем не менее рисует в вашем воображении бесконечные перспективы человеческого совершенствования, человеческой будущности и зарождает в сердце живую скорбь о несовершенстве теперешнего человека. (36)Художник создал вам образчик человеческого существа. (37) И мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое- то бесконечно светлое будущее. (38)И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определенных не имеющего, радостно возникает в душе.
(По Г. И. Успенскому)
Глеб Иванович Успенский (1843 — 1902) — русский писатель.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой-рассказчик плохо знал Париж и долго блуждал по улицам города, чтобы найти Лувр, который очень хотел посетить.
2) Музейный сторож рассказал герою о том, что напротив статуи Венеры Милосской мог часами сидеть прославленный французский поэт Генрих Гейне и плакать.
3) Во время франко-русской войны администрация Лувра спрятала статую Венеры Милосской в глубине музейных подвалов и тем самым спасла античную скульптуру от уничтожения.
4) После того как герой увидел статую Венеры Милосской, Лувр стал для него святым местом, куда он приходил только тогда, когда совесть его была абсолютно чиста.
5) Созерцание статуи Венеры Милосской пробуждает в герое не только душевную радость, но и грусть о несовершенстве современного человека.
Ответ: 4 5 <или> 5 4
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 15 — 18 представлено повествование.
2) Предложение 21 указывает на следствие из того, о чём говорится в предложении 20.
3) В предложениях 32 — 33 представлено рассуждение.
4) Предложение 28 называет причину того, о чём говорится в предложении 27.
5) В предложениях 10 — 14 представлено описание.
Ответ: 3 4 <или> 4 3
23. Из предложений 1 — 6 выпишите фразеологизм.
Ответ: бросается в глаза
24. Среди предложений 1 — 8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 — 24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Повествуя о том, как изменился образ мыслей героя, а также его душевное состояние, когда он увидел в Лувре статую Венеры Милосской, Г. И. Успенский использует следующие тропы: (А) ... («что-то ... дунуло в глубину моего ... существа и выпрямило меня» в предложении 14) и (Б) ... («твёрдого, покойного, радостного» в предложении 17). Передать душевное волнение рассказчика писателю позволяет не только лексическое средство выразительности — (В) ... («беречь как зеницу ока» в предложении 25), но и приём — (Г) ... («потребность, а прямо необходимость, неизбежность» в предложении 26)».
Список терминов:
1) книжная лексика 6) эпитеты
2) фразеологизм 7) контекстные антонимы
3) ряд однородных членов 8) метафора
4) градация 9) инверсия
5) гипербола
Ответ: 8 6 2 4
А |
Б |
В |
Г |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.