Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018
Тест № 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1)Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. (2)Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. (3) (...) керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
2) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.
3) Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних греков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.
4) Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
5) Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.
Ответ: 3 5 <или> 5 3
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Дело в том что
Однако
Несмотря на это,
Именно поэтому
Итак,
Ответ: именно поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова жизнь. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Жизнь, — и. ж.
1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.
2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жизнью. Спасти жизнь кому-то.
3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.
4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.
Ответ: 4
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите слово.
крАлась
облегчИт
исчЕрпав
согнУтый
обогналА
Ответ: согнутый
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На радио пришло письмо, адресант которого попросил поздравить коллектив фабрики «Заря» с наступающим Новым годом.
Сегодня холодно, так что я надену тёплую куртку.
Наши страны в течение долгих лет поддерживали дружественные отношения. Автор критической статьи сыскал уважение читателей.
Выступление оратора было кратким и информативным.
Ответ: снискал
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
детских яслей
около восьмисот страниц
Промокнула под дождём
знаменитые профессора
песни грузин
Ответ: промокла
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
1) По прочтении моего письма немедленно дайте ответ. 2) Все, кто много читает, обладают широким кругозором. 3) По окончании киносеанса зал встретил режиссёра неожиданными аплодисментами для него. 4) Работая над романом, можно было пользоваться уникальными архивными материалами. 5) Изучая химию в школе, многое становится понятным. 6) Каждый день она поливала и любовалась подаренным ей цветком. 7) По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. 8) Все, кто были на премьере пьесы, получили колоссальное удовольствие от игры актёров. 9) Ряд серьёзных экологических проблем требует незамедлительного решения. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 7 6 3 8 5
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заг..рать
пл..вчиха
ст..рожил (нашего городка)
нав..ждение
подр..сти
Ответ: старожил
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..следую, пр...шелец
меж...гровой, об...ск
ар...ергард, из...ян
полу...гнил, чере..чур
воз...мнил, пр...родина
Ответ: полусгнил чересчур <или> чересчур полусгнил
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
претерп..вая
продлевать
врач..вать
фланел..вый
кресл..це
Ответ: креслице
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
движ..мый
обнаруж..вший
покле..нный
задерж..шься
ненавид..мый
Ответ: поклеенный
12. Определите предложение, в котором не со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (не)озарённая солнцем долина лежит в дымке тумана.
(Не)взирая на ливень, мы стали собираться домой.
Многие школьники к концу десятого класса ещё (не)способны определиться с будущей профессией.
Рассказ оказался далеко (не)интересным.
Войдя в комнату, доктор (не)спеша снял шляпу и перчатки.
Ответ: невзирая
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Над нами всё так(же) было необъятное голубое небо, однако в(дали) собирались свинцовые тучи - предвестники надвигающегося шторма.
При(чём) тут Павел? Я вообще не его имею (в)виду!
(На)ряду с картинами на современные темы, в творчестве этого художника есть картины на сюжеты античной мифологии, к которой он периодически обращался (на)протяжении всей жизни.
(В)виду бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, (не)смотря на заранее разработанный сценарий их проведения.
Мы долго шли пешком, (за)тем сели на велосипеды и поехали (на)встречу с ребятами из соседнего лагеря.
Ответ: ввиду несмотря <или> несмотря ввиду
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В деревя(1)ые свежекраше(2)ые ворота был виден стари(3)ый дом с железной крышей, кое-где залата(4)ой, и традицио(5)ой овальной формы окнами — исти(6)ый шедевр дореволюцио(7)ой архитектуры.
Ответ: 1 3 4 5 6 7 <или> любая другая последовательность этих цифр
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Слёзы ни к селу ни к городу опять полились из её глаз.
2) Я приеду сегодня либо завтра.
3) Вечерело и становилось прохладно.
4) Туристы хотя и устали но всё-таки продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.
5) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.
Ответ: 3 4 <или> 4 3
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Налитая весенней водой (1) за курганом блеснула круглая ложбина, и (2) думая об отдыхе (3) я (4) не спеша (5) свернул к ней.
Ответ: 1 2 3 <или> любая другая последовательность этих цифр
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однако же (1) рецепты эффективного общения (2) по мнению Карнеги (3) отнюдь не замысловаты. Мы все (4) конечно (5) слишком эгоцентричны, а это (6) между тем (7) отталкивает от нас других людей. Если нам (8) например (9) что-то надо от человека, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он начинает обороняться, сохраняя свои интересы.
Ответ: 2 3 4 5 8 9 <или> любая другая последовательность этих цифр
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вскоре (1) берег (2) вдоль (3) которого (4) мы шли под парусом (5) закрылся туманом.
Ответ: 2 5 <или> 5 2
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я уверен (1) что сами хозяева давно позабыли содержание висевших в гостиной картин (2) и (3) что вряд ли они смогли бы назвать их автора (4) и (5) если бы некоторые из них были тайком унесены (6) то они бы (7) верно (8) этого и не заметили.
Ответ: 1 4 6 7 8 <или> любая другая последовательность этих цифр
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Всемирно известный писатель планирует в скором времени опубликовать свою автобиографию.
Ответ: свою
Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26.
(1)Вечерние сумерки. (2)Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. (З)Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. (4)Его лошадёнка тоже бела и неподвижна.
— (5)Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — (6)Извозчик!
(7) Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
(8) Пассажир садится в сани. (9)Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. (Ю)Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
— (11)Ты ездить не умеешь! (12)Права держи! — сердится военный.
(13)Иона оглядывается на седока и шевелит губами... (14)Хочет он, по-видимому, что- то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— (15)Что? - спрашивает военный.
(16)Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— (17)А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
— (18)Гм!.. (19)Отчего же он умер?
(20)Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— (21)А кто ж его знает! (22)Должно, от горячки... (23)Три дня полежал в больнице и помер.
— (24)Поезжай, поезжай... — говорит седок. — (25)Этак мы и до завтра не доедем. (26) Подгони-ка!
(27)Извозчик оглядывается на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. (28)Высадив его на Выборгской, Иона Потапов останавливается у трактира, сгибается на козлах и не шевельнётся. (29)Мокрый снег опять красит набело его лошадёнку. (30)Проходит час, другой...
(31)По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
— (32)Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач.
(33) Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и садятся.
(34) Во время поездки Иона слышит обращённую к нему ругань, видит рядом с собой людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. (35)Дождавшись короткой паузы в разговоре пассажиров, он оглядывается на них и бормочет:
— (36)А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— (37)Все помрём... — тяжело вздыхает горбач. — (38)Ну, погоняй, погоняй! (39)Когда ты нас уже довезёшь?
(40)И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— (41)Сын-то вот помер, а я жив, — продолжает Иона, хотя видит, что пассажиры его не слушают. — (42)Чудное дело, смерть дверью обозналась... (43)Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...
(44)И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. (45)Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в тёмном подъезде. (46)Опять он одинок, и опять наступает для него тишина. (47)Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. (48)Глаза Ионы то и дело тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? (49)Толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски...
(50)Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем... (51)Нужно поговорить с толком, с расстановкой... (52)Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... (53)Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... (54)А с бабами говорить ещё лучше. (55)Те хоть и дуры, но ревут от двух слов...
(56)Возвратившись домой, Иона долго не может заснуть и идёт в конюшню, где стоит его лошадь.
— (57)Так-то, брат кобылочка... (58)Нету Кузьмы Ионыча... (59)Приказал долго жить... (60)Взял и помер зря... (61)Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать... (62)И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить... (63) Ведь жалко?
(64)Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина. (65)А тот увлекается и рассказывает ей всё.
(По А. П. Чехову)
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Извозчик Иона Потапов пытается рассказать своим пассажирам о том, что у него месяц назад умер единственный сын, но никто из них не желает его слушать.
2) Когда Иона Потапов рассказывает военному, что у него умер сын, тот равнодушно отвечает: «Все помрём».
3) Не найдя понимания и поддержки у пассажиров, извозчик Иона Потапов, одинокий в своём горе, рассказывает о случившейся трагедии лошади.
4) Вместо того чтобы посочувствовать Ионе Потапову, горбач в порыве раздражения бьёт его.
5) После смерти сына Ионе Потапову удалось услышать слова поддержки и сочувствия только от женщин, которые заплакали, узнав о постигшей его беде.
Ответ: 3 4 <или> 4 3
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 45 поясняет содержание предложения 44.
2) В предложениях 57 — 63 представлено повествование с элементами рассуждения.
3) Предложение 55 называет причину того, о чём говорится в предложении 54.
4) В предложениях 1 — 4 представлено повествование.
5) Предложение 49 противопоставлено тому, о чём говорится в предложении 48.
Ответ: 2 3 5 <или> любая другая последовательность этих цифр
23. Из предложений 44 — 49 выпишите фразеологизм.
Ответ: то и дело
24. Среди предложений 24 — 30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 2 8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 — 24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Рассказывая о переживаниях извозчика Ионы Потапова, связанных со смертью сына, А. П. Чехов использует не только приёмы — (А) ... (предложение 43) и (Б) ... (предложения 58 — 60) , но и лексическое средство — (В) ... («приказал долго жить» в предложениях 59, 62). А троп — (Г) ... («смерть дверью обозналась» в предложении 43) — ещё раз подчёркивает весь трагизм ситуации, описанной в тексте».
Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) анафора
3) парцелляция
4) метафора
5) антитеза
6) инверсия
7) фразеологизм
8) сравнение
9) разговорная лексика
Ответ: 5 3 7 4
А |
Б |
В |
Г |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.