Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение № 7

Заполните таблицу своими примерами. Приведите по два примера на каждый случай постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится

1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

Юмор — черта богов. (Б. Шоу.)

2. Если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными или словосочетаниями с числительными.

Четыре плюс три — семь.

3. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой — именем числительным или словосочетанием с числительным.

Десять — чётное число.

Юмор — один из элементов гения. (Гёте.)

4 Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

Жить — Родине служить.

5. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой — неопределённой формой глагола.

Дело художника — рождать радость.

Никогда не останавливаться на достигнутом — цель моей жизни.

Примечание:

Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит, то тире ставится перед ними.

Примеры:

Москва — это столица России.

Быть любимым — вот счастье.

Много двигаться — значит быть здоровым.

Помогать людям — это значит не быть одиноким.

Запомните!

  1) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт причастный оборот, то в этом случае перед тире ставится запятая как пунктуационный знак, закрывающий обособление определения, выраженного причастным оборотом.

  Пример: Всякая картина, созданная художником, — это гармония красок, линий, света и тени.

  2) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт придаточное определительное, то в этом случае перед тире ставится запятая как пунктуационный знак, закрывающий выделение на письме придаточной части.

  Пример: Всякая картина, которая создаётся поистине гениальным художником, — это гармония красок, линий, света и тени.

Упражнение № 8

Расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях и графически поясните свой выбор.

  1) Акация и сирень растущие в наших садах декоративные растения.

  2) Три и семь любимые числа в произведениях устного народного творчества.

3) Эти картины написа(н/нн)ые небез..звестным художником (в) начале века подли(н/нн)ые произведения и(с/сс)ку(с/сс)тва.

  4) Писать разборч..вым по..черком первый признак вежливости.

5) Цель образования пр..вратить ум в живой фонтан а не в р...з...рвуар для хранения воды.

  6) Среднее расстояние от Земли до Солнца сто пятьдесят миллионов километров.

7) Книги созда(н/нн)ые писателями прошлого духовное завещание одного поколения другому.

  8) Делать людей счастливыми самая большая радость в мире.

9) Много звёзд украшение неба много знаний получе(н/нн)ых человеком украшение его ума.

  10) Охарактеризовать вещество значит описать его химические свойства.

11) Крик журавлей усиле(н/нн)ый гулкой звучностью стволов (вечно) зелёных сосен первая примета долгожда(н/нн)ой осени.

  12) По словам философа Аристотеля друг это одна душа живущая в двух телах.

Упражнение № 9

Заполните таблицу своими примерами. Приведите по два примера на каждый случай отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным.

Я учитель.

2. Если перед сказуемым, выраженным именем существительным, стоит отрицательная частица не.

Бедность не порок.

Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется.

Чай пить — не дрова рубить.

3. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из сравнительных союзов как, будто, как будто, точно, словно, что.

Поле как разноцветный ковёр.

4. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из соединительных союзов тоже, также, и.

Апрель тоже весенний месяц. Андрей и мой друг.

5. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит вводное слово.

Литература, по словам Белинского, учебник жизни.

6. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит обращение.

Образование, мой друг, опора в жизни.

7. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит одна из частиц лишь, только.

Март только начало весны.

8. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит дополнение или обстоятельство.

Петров мне друг.

Костя теперь студент.

9. Если в предложении содержится инверсия: сказуемое, выраженное именем существительным, предшествует подлежащему, выраженному также именем существительным.

Странный человек этот лекарь!

10. Если подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое — именем прилагательным в краткой форме.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Упражнение № 10

Выделите грамматические основы и расставьте недостающие знаки препинания. Объясните, чем вызвано наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым в каждой паре предложений.

1) Возраст препона силе чувств. — Возраст не препона силе чувств.

2) Жизнь нескончаемый экзамен. — Жизнь лишь нескончаемый экзамен.

3) Для меня старший брат советчик и друг. — Для меня старший брат не советчик и друг.

4) Спорт смысл моей жизни. — Спорт также смысл моей жизни.

5) Март начало весны. — Март только начало весны.

6) Для многих чтение бесполезное занятие. — Для многих чтение не бесполезное занятие.

7) Мой брат начинающий музыкант. — Мой брат тоже начинающий музыкант.

8) Печорин лишний человек? — Печорин не лишний человек?

9) Обман средство достижения цели. — Обман не средство достижения цели.

10) Бедность порок. — Бедность не порок.

Упражнение № 11

Выделите грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. Графически объясните все случаи постановки тире, а также его отсутствия. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) Жизнь как п...е(с/сс)а в театре важно не то сколько она длится а то (на) сколько хорошо она сыгра(н/нн)а. (Сенека.)

2) По словам популяризатора науки Н. А. Рубакина чтение есть создание собстве(н/нн)ых мыслей при помощи мыслей писателя заключё(н/нн)ых в книге. Чтение словно гимнастика для ума.

3) Цель образования пр..вратить ум в живой фонтан а не в р...з...рвуар для хранения воды. (Дж. Мейсон.)

4) Слово не нож но до ножа доводит. (Русская пословица.)

5) Всякое стихотворение покрывало растянутое на остриях нескольких слов. (А. А. Блок.)

6) Хозяйство вести не платком трясти. (Русская пословица.)

7) По мнению поэта-песе(н/нн)ика М. Л. Матусовского поэзия не профессия. Поэзия безусловно особое состояние души.

8) Государь (не) соб..рающий вокруг себя всех даровитых и достойных людей полководец без армии. (И.-В. Гёте.)

9) Сказа(н/нн)ое слово как выпуще(н/нн)ая стрела. (Русская пословица.)

10) Пословица не клинок а колет в бок. (Русская пословица.)

11) Обещать дело господское исполнять обязанность холопская. (Русская пословица.)

12) Телевизор средство развлечения которое позволяет миллионам людей слушать одну и ту (же) шутку в одно и то (же) время и оставят...ся при этом одинокими. (Томас Элиот.)

  Ответ:

1) Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо она сыграна. 2) По словам популяризатора науки Н. А. Рубакина, чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей писателя, заключённых в книге. Чтение словно гимнастика для ума. 3) Цель образования — превратить ум в живой фонтан, а не в резервуар для хранения воды. 4) Слово не нож, но до ножа доводит. 5) Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. 6) Хозяйство вести — не платком трясти. 7) По мнению поэта-песенника М. Л. Матусовского, поэзия не профессия. Поэзия, безусловно, особое состояние души. 8) Государь, не собирающий вокруг себя всех даровитых и достойных людей, — полководец без армии. 9) Сказанное слово как выпущенная стрела. 10) Пословица не клинок, а колет в бок. 11) Обещать — дело господское, исполнять — обязанность холопская. 12) Телевизор — средство развлечения, которое позволяет миллионам людей слушать одну и ту же шутку в одно и то же время и оставаться при этом одинокими.

Упражнение № 12

Выделите в предложениях грамматические основы и расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

Вежливость исти...ый показатель культуры человека. Быть пр...дельно вежливым обяза...ость каждого. Очень важное про...вление вежливости сказать «здра..ствуйте» первым. (Н...) как н... отвечать на пр..ветствие значит показывать свою (не) воспита...ость. Воспита...ость не порок. Вежливость одно из лу...ших качеств человека. (Не) воспита...ый человек (как) буд(то) червивое яблоко. Инте(л/лл)...гентность (по) моему подл(е/и)....ое укр...шение человека.