Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Виды односоставных предложений
Тренинг по теме Неопределённо-личные предложения

Упражнение № 14

Выполните тест.

Задание № 1. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) У вас там, в столице, до сих пор ещё интересуются провинцией только с лирической стороны, так сказать, со стороны пейзажа, который кажется идиллическим. (2) Но, клянусь вам, мой друг, никакой лирики здесь нет, а есть только дикость, подлость, мерзость. (3) Возьмите вы здешних жрецов науки, здешнюю, так сказать, интеллигенцию. (4) Здесь, в городе, 28 докторов, и все они нажили себе состояния и живут в собственных домах, а население между тем по-прежнему находится в самом беспомощном положении: больных не лечат. (5) Вот понадобилось сделать Нине операцию, в сущности, пустую, а ведь для этого пришлось выписывать хирурга из Москвы - здесь ни один не взялся. (6) Ничего они не знают, не понимают, ничем не интересуются.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 4

Задание № 2. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) Чай пили в садике, где цвели резеда, левкои, табак и уже распускались ранние шпажники. (2) Ярцев и Кочевой по лицу Юлии Сергеевны видели, что она переживает счастливое время душевного спокойствия и равновесия. (3) Что бы ни говорили во время чаепития, всё выходило кстати и умно. (4) Сосны были прекрасны, пахло смолой чудесно, как никогда раньше. (5) И сливки были очень вкусны, и варенье казалось таким аппетитным.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 3

Задание № 3. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

— (1) А вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не бывает, — объяснял ей муж. — (2) А у этого мальчика левая рука короче правой.

(3) Когда все утомились и Лаптев пошёл отыскивать Костю, чтобы ехать домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. (4) На переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костёр: должно быть, ночное стерегут. (5) А вдали догорает вечерняя заря.

(6) Юлия вообразила, как она сама идёт по мостику, потом тропинкой, всё дальше и дальше, и её не останавливают. (7) А кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. (8) И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз. (9) Она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, о котором так мечтают.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 4, 6

Задание № 4. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её. (2) Она всё смотрела на пейзаж с грустною улыбкой, и то, что другие не находили в нём ничего особенного, волновало её. (3) Потом она начала снова ходить по залам и осматривать картины, которые здесь выставляют. (4) Юлия хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых полотен. (5) Когда она, вернувшись домой, в первый раз за всё время обратила внимание на большую картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней вражду и сказала:

— (6) Охота же иметь такие картины! (7) Не понимаю, зачем их покупают.

(8) И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения мужа и Кости об искусстве уже возбуждали в ней чувство скуки и досады, и порой даже ненависти.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 3, 7

Задание № 5. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) Ужинать накрыли на террасе: было тепло и тихо.

— (2) Мы, дачницы, затеваем здесь спектакль для детей, чтобы их порадовать, — сказала Юлия Сергеевна. — (3) Уже всё есть у нас — и театр, и актёры, не хватает только пьесы. (4) Нам уже прислали десятка два разных пьес, но ни одна не годится. (5) Вот вы любите театр и хорошо знаете историю, напишите-ка нам историческую пьесу.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 4

Задание № 6. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке, которую обыкновенно устраивали в это время. (2) Отправились они туда всем домом, по-московски, взявши с собой обеих девочек, гувернантку и Костю.

(3) Лаптев знал фамилии всех известных художников, чьи имена упоминали в печати, и не пропускал ни одной выставки. (4) Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него много вкуса и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (5) Дома у него были картины всё больших размеров, но плохие; хорошие же были дурно повешены. (6) Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом оказывались грубою подделкой. (7) И замечательно, что, робкий вообще в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных выставках.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 3

Задание № 7. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) В первое время Костя не нравился Юлии Сергеевне. (2) Однако он был с нею откровенен и даже давал ей читать романы своего сочинения, которые до сих пор составляли тайну даже для таких его друзей, как Лаптев и Ярцев. (3) Она читала эти романы и, чтобы не огорчить его, хвалила. (4) И Костя был рад, так как надеялся стать рано или поздно известным писателем. (5) В своих романах он описывал только деревню и помещичьи усадьбы, хотя деревню видел очень редко, только когда его приглашали на дачу. (6) Природу описывал часто и при этом любил употреблять такие выражения, как прихотливые очертания гор, причудливые формы облаков или аккорд таинственных созвучий. (7) Романов его нигде не печатали, и это объяснял он цензурными условиями.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 5, 7

Задание № 8. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) Когда возвращались домой, Лаптев говорил жене:

— (2) Ты удивляешься, что у крупного, широкоплечего отца такие малорослые, слабогрудые дети, как я и Фёдор. (3) Да, но это так понятно! (4) Отец женился на моей матери, когда ему было 45 лет, а ей только 17. (5) Она бледнела и дрожала в его присутствии. (6) Нина родилась первая, родилась от сравнительно здоровой матери, и потому вышла крепче и лучше нас. (5) Я же и Фёдор были рождены, когда мать была уже истощена постоянным страхом. (6) Помню, отец начал учить меня или, попросту говоря, бить, когда мне не было ещё пяти лет. (7) Он сёк меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал прежде всего: будут ли сегодня драть меня? (8) Играть и шалить мне и Фёдору запрещали; мы должны были читать дома акафисты.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 7

Задание № 9. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) Лаптева не приглашали с собой, потому что обыкновенно он не ездил за город. (2) Лаптев понимал, что его общество скучно для них, молодой и весёлой компании. (3) И его досада, его горькое чувство были так сильны, что он едва не плакал. (4) Он даже был рад, что с ним поступают так нелюбезно, что он глупый, скучный муж, золотой мешок. (5) И ему казалось, что он был бы ещё больше рад, если бы его жена изменила ему в эту ночь с лучшим другом и потом созналась бы в этом, глядя на него с ненавистью. (6) Ему хотелось застать Юлию Сергеевну с кем-нибудь, чтобы потом отравиться и отделаться раз навсегда от этого кошмара.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 1, 4

Задание № 10. Выделите грамматические основы. Найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное неопредёленно-личное. Напишите номера этих предложений.

(1) С замиранием сердца Юлия въехала в свой двор и позвонила у двери. (2) Ей отворила незнакомая горничная, полная, заспанная, в тёплой ватной кофте, и сообщила, что её приезда давно ждут. (3) Идя по лестнице, Юлия вспомнила, как здесь объяснялись ей в любви. (4) Но теперь лестница была немытая, вся в следах, а наверху, в холодном коридоре, ожидали больные в шубах. (5) И почему-то сердце у неё сильно билось и она едва шла от волнения.

(А. П. Чехов «Три года».)

Ответ: 2, 3

Безличные предложения — это такие односоставные предложения, в которых имеется только сказуемое, при котором нет и не может быть никакого подлежащего: к сказуемому нельзя подставить подлежащее, выраженное личными местоимениями я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

  Примеры:

  И скучно и грустно, и некому руку подать

  В минуту душевной невзгоды.

                  М. Ю. Лермонтов

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени...

                  М. Ю. Лермонтов

Мечтам и годам нет возврата...

                      А. С. Пушкин

  Примечание:

  1) Довольно часто безличные предложения характеризуют психологическое состояние человека или состояние окружающей среды.

  Примеры:

Ей грустно. Мне не спится. Нам хочется смеяться.

Пахнет гарью. Вечереет. Стало тихо за окном.

  2) В безличных предложениях при сказуемом есть или к нему можно подставить дополнение, выраженное местоимениями: мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им.

  Примеры:

Надо быть вежливым по отношению к взрослым. (= Мне (нам, ему) надо быть вежливым по отношению к взрослым.)

Так хочется каникул. (= Мне (нам, ей, им) так хочется каникул.)

  3) Довольно часто в безличных предложениях сказуемое выражается сочетанием слов:

  Примеры:

  Нужно мыть руки перед едой. Пора возвращаться домой.

  4) Безличными являются предложения со сказуемым, выраженным словом нет.

  Примеры:

  У меня нет друзей. У неё нет собаки.