Русский язык 11 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2018

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
Тест по теме Знаки препинания в простом предложении с однородными членами (готовимся к выполнению задания ЕГЭ № 15)

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

И

ДА (в значении И)

НИ-НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО, НО И КАК, ТАК И

ИЛИ

ЛИБО

ТО-ТО

НЕ ТО — НЕ ТО

ТО ЛИ — ТО ЛИ

А

НО

ДА (в значении НО)

ОДНАКО

ЗАТО

Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь дальше.

(Стив Джобс.)

В следующий раз сделай или лучше, или по- другому.

(Китайская мудрость.)

Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком

(Альберт Эйнштейн.)

Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то.

(Иоганн Вольфганг Гёте.)

Даже после поражения, после очередного падения снова поднимайся и стремись вперёд и вверх! Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья.

(Мария Эбнер-Эшенбах.)

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать. (Хаим Вейцман.)

Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине — только один.

(По Жан-Жаку Руссо.)

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — тоже проявлять истинную человечность.

(По Конфуцию.)

Бабушка занята своим делом — не то штопает, не то шьёт.

(Юрий Олеша.)

Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы...

(По Марии Эбнер-Эшенбах.)

Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх.

(Гай Юлий Цезарь.)


Великий человек совершает великие дела, зато хороший человек делает дела на века.

(По Марии Эбнер-Эшенбах.)

Запомните!

Одиночный союз и может соединять однородные члены или два простых предложения в составе сложного.

Перед одиночным союзом и запятая не ставится, если он соединяет однородные члены предложения.

Пример: Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

Перед одиночным союзом и запятая ставится, если он соединяет простые предложения в составе сложного.

Пример: Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение.

Чтобы определить, что соединяет союз и (однородные члены или два простых предложения в составе сложного), применяйте следующий алгоритм:

  1) Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):

  • простое предложение (в нём одна грамматическая основа);

  • сложное предложение (в нём две и более грамматические основы).

  2) Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает одно лицо;

  • если предложение является сложносочинённым, то в нём разные лица совершают названные действия.

  3) Определите, нужна ли запятая перед союзом и:

  • запятая нужна, если предложение сложносочинённое;

  • запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Упражнение № 16

Выполните тест.

Задание № 1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Мы опоздали из-за пробок на электричку ( ) и довольно долго пришлось ждать следующую.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание №2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Раздался таинственный шорох ( ) и через минуту повторился вновь.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 1

Задание №3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Чехов никогда не стремился к нагромождению художественных деталей ( ) и лишние из них удалялись им при работе над текстом произведений.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Этот учебник пользуется большой популярностью ( ) и за последнее десятилетие выдержал несколько переизданий.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 1

Задание № 5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Поздняя осень ( ) и листья опадают с деревьев.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Начните бегать по утрам ( ) и вы почувствуете прилив жизненных сил.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 2

Задание № 7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Солнце мало-помалу приближалось к горизонту ( ) и становилось чересчур прохладно.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За время учёбы студенты пишут несколько исследовательских работ ( ) и в конце обучения они защищают дипломный проект.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать ему сразу стало легче.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 2

Задание № 10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Вокруг ни шороха ( ) и лошадь испуганно оглянулась на хозяина.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Упражнение № 17

Выделите грамматические основы и определите, что соединяет одиночный союз и: однородные члены предложения или два простых предложения в составе сложного. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

Пройдёт какой(нибудь) месяц и Анна Сергеевна казалось Гурову покроется в его памяти туманом. Прошло однако больше месяца и наступила глубокая зима а в памяти он представлял Анну Сергеевну всё так (же) ясно точно ра(с/сс)тался с ней только вчера. Воспоминания разг..рались сильнее и от этого становилось всё мучительнее.

Гуров долго ходил по комнате и вспоминая даму с собачкой радостно улыбался. Воспоминания переходили в мечты и прошедшее в воображени... мешалось с тем что может произойти (в) последстви... .

На улице он провожал взглядом проходящих мимо женщин и затаив дыхание искал нет ли среди них похожей на неё.

Его томило сильное желание поделит...ся с кем(нибудь) своими воспоминаниями однако дома нельзя было говорить о своей любви и надеят...ся на понимание а вне дома не (с) кем. (В) следстви... этого приходилось говорить неопределённо о любви и о женщинах и никто не догадывался в чём дело.

Однажды ночью выходя из Докторского клуба вместе с одним чиновником он не удержался и (не) много подумав сказал:

Если б вы знали с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте и как часто думаю о ней!

Чиновник сел в сани поехал но вдруг обернулся и громко окликнул:

Дмитрий Дмитрия давеча вы были правы осетрина (то) с душком!

Эти слова такие обычные и простые почему(то) вдруг возмутили Гурова и столь унизительными и нечистыми показались ему.

Гуров не спал всю ночь и затем весь день провёл он с головной болью.

Какие дикие нравы и какие (н..) чуть (не) интересные дни! (В) течени... всей недел... неистовая игра в карты обж...рство пьянство! (Н...) кому (не) нужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени лучшие силы и в конце концов остается какая(то) куцая бе...крылая жизнь! Какая(то) ч...пуха и уйти и бежать от неё нельзя точно сидишь в сума...шедш...м доме или в арестантских ротах!

(А. П. Чехов «Дама с собачкой)

  Ответ:

Пройдёт какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось Гурову, покроется в его памяти туманом. Прошло, однако, больше месяца, и наступила глубокая зима, а в памяти он представлял Анну Сергеевну всё так же ясно, точно расстался с ней только вчера. Воспоминания разгорались сильнее, и от этого становилось всё мучительнее.

Гуров долго ходил по комнате и, вспоминая даму с собачкой, радостно улыбался. Воспоминания переходили в мечты, и прошедшее в воображении мешалось с тем, что может произойти впоследствии.

На улице он провожал взглядом проходящих мимо женщин и затаив дыхание искал, нет ли среди них похожей на неё.

Его томило сильное желание поделиться с кем-нибудь своими воспоминаниями, однако дома нельзя было говорить о своей любви и надеяться на понимание, а вне дома — не с кем. Вследствие этого приходилось говорить неопределённо о любви и о женщинах, и никто не догадывался, в чём дело.

Однажды ночью, выходя из Докторского клуба вместе с одним чиновником, он не удержался и, немного подумав, сказал:

— Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте и как часто думаю о ней!

Чиновник сел в сани, поехал, но вдруг обернулся и громко окликнул:

— Дмитрий Дмитрия, давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Эти слова, такие обычные и простые, почему-то вдруг возмутили Гурова и столь унизительными, и нечистыми показались ему.

Гуров не спал всю ночь, и затем весь день провёл он с головной болью.

Какие дикие нравы и какие ничуть не интересные дни! В течение всей недели неистовая игра в карты, обжорство, пьянство! Никому не нужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь! Какая-то чепуха, и уйти и бежать от неё нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Запомните!

Если в предложении два однородных сказуемых соединяются союзом и, имеют при себе одно и то же зависимое слово, то от каждого из этих сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему для них зависимому слову.

  Предложение построено неправильно:

Автор в этой статье исследует (что?) и рассуждает (о чём?) о природе света.

В этом предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопрос что?, а от второго — О ЧЁМ?. Такое построение предложения недопустимо, так как нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

  Правильные варианты построения этого предложения:

Автор в этой статье исследует (что?) и изучает (что?) природу света.

Автор в этой статье исследует (что?) природу света и рассуждает (о чём?) о ней.

Знание этого грамматического закона поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку («Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками»).

Упражнение № 18

Выделите в каждом предложении однородные сказуемые и общее зависимое слово при них. Исправьте допущенные грамматические ошибки. Запишите правильные варианты построения предложений.

1) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным актёром.

2) Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.

3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста.

4) Российские школьники изучают и с интересом занимаются английским языком.

5) Я давно увлекаюсь и люблю биологию.

6) Мы любим и гордимся своей школой.

Запомните!

Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И — И, ставится запятая.

  Пример: Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

[и О, и О, и О].

(перед первым повторяющимся союзом И, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемыми при перечислении.)

  Примечание: запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом и, если однородный ряд был начат без этого союза.

  Пример: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.

[О, и О, и О].

(Перед первым однородным сказуемым повторяющийся союз и отсутствует, но на постановку запятых между однородными членами, соединенными повторяющимся союзом, это не влияет).

Упражнение № 19

Графически выделите в кружок части повторяющегося союза и-и. Правильно расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) По мнению большинства литературоведов п...е(с/сс)а А. П. Чехова «Вишнёвый сад» соединяет в себе черты и дра(м/мм)ы и комедии.

2) В соответстви... с традициями русской классической литературы в произведениях А. П. Чехова есть смех и смех сквозь слёзы и наконец просто слёзы.

3) Рассказы А. П. Чехова довольно коротки но внимательно вчитываясь в них за краткостью и вид...мой простотой можно найти глубину смысла и сложность построения и мастерство художестве(н/нн)ого исполнения.

4) Литературоведы давно отметили следующую особенность прозаических произведений А. П. Чехова писатель никогда не проповедует и не поучает и не вкладывает собстве(н/нн)ые выводы «в уста» героев а использует иные средства выражения авторской позиции более действенные и тонкие.

5) «В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли» — эти слова доктора Астрова из п...е(с/сс)ы А. П. Чехова «Дядя Ваня» стали крылатыми.

6) На смену сюжетной напряж..ности у Чехова-дра(м/мм)атурга пришла психологическая напряженность выражающаяся и в (не) стыкующихся друг с другом репликах персонажей и в разорва(н/нн)ости диалогов и в паузах.

7) П...е(с/сс)а А. П. Чехова «Вишнёвый сад» по мнению литературоведов смешна и печальна и пожалуй трагична одновременно.

8) По воспоминаниям современников своим творчеством А. П. Чехов был близок и понятен и Толстому и Горькому и Мережковскому.

9) Диалог у А. П. Чехова пр...дельно лак...ничен и за каждой фразой кроется игра психологических смыслов и намёков и недоговорё(н/нн)остей.

10) В рассказах А. П. Чехова вещи и предметы быта обычно помогают понять характер героя и становятся его визитной карточкой и несут на себе отпечаток личности владельца.

  Ответ:

1) По мнению большинства литературоведов, пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» соединяет в себе черты и драмы, и комедии.

2) В соответствии с традициями русской классической литературы в произведениях А. П. Чехова есть смех, и смех сквозь слёзы, и, наконец, просто слёзы.

3) Рассказы А.П. Чехова довольно коротки, но, внимательно вчитываясь в них, за краткостью и видимой простотой можно найти глубину смысла, и сложность построения, и мастерство художественного исполнения.

4) Литературоведы давно отметили следующую особенность прозаических произведений А. П. Чехова: писатель никогда не проповедует, и не поучает, и не вкладывает собственные выводы «в уста» героев, а использует иные средства выражения авторской позиции, более действенные и тонкие.

5) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — эти слова доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» стали крылатыми.

6) На смену сюжетной напряжённости у Чехова-драматурга пришла психологическая напряжённость, выражающаяся и в не стыкующихся друг с другом репликах персонажей, и в разорванности диалогов, и в паузах.

7) Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад», по мнению литературоведов, смешна, и печальна, и, пожалуй, трагична одновременно.

8) По воспоминаниям современников, своим творчеством А. П. Чехов был близок и понятен и Толстому, и Горькому, и Мережковскому.

9) Диалог у А. П. Чехова предельно лаконичен, и за каждой фразой кроется игра психологических смыслов, и намёков, и недоговорённостей.

10) В рассказах А.П. Чехова вещи и предметы быта обычно помогают понять характер героя, и становятся его визитной карточкой, и несут на себе отпечаток личности владельца.

Запомните!

Упражнение № 20

Подчерните однородные члены и графически выделите двойные союзы, которые их связывают. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) Для того что(бы) ощущать в себе счастье бе...пр...ста(н/нн)о даже в минуты скорби и печали нужно не только уметь довольствоват..ся настоящим но и радоват...ся осознанию того что могло бы быть и хуже. (А. П. Чехов)

2) Одна боль если не уменьшает то пр...тупляет другую. Наступите на хвост кошке у которой болят зубы и ей станет легче. (А. П. Чехов)

3) «Познай самого себя» не только прекрасный но и полезный совет; жаль только что древние хотя и знали но не догадались указать способ как претворить в жизнь этот совет. (А. П. Чехов)

4) Между тем на боль я отвечаю как криком так и слезами на подлость негодованием а на мерзость отвращением. (По) моему это собственно и называется жизнью. (А. П. Чехов)

5) За дверью (по) исти(н/нн)е счастливого человека должен стоять кто(нибудь) с молоточком и если не постоянно стучать то непр...ме(н/нн)о напоминать что есть несчастные и что после (не)продолжительного счастья наступает несчастье. (А. П. Чехов)

6) Не только сотни но и тысячи вёрст пусты(н/нн)ой однообразной выг...ревшей степи не могут нагнать такого уныния как один человек когда он сидит (в) продолжени... нескольких часов говорит и когда (не)известно скоро ли он уйдёт. (А. П. Чехов)

7) «Циник» слово хотя и греческое но в переводе на наш язык значащее: свинья желающая чтобы весь свет знал что она подл...(н/нн)ая свинья. (А. П. Чехов)

8) Конечно было бы приятно соч..тать художество с проповедью однако для меня лично это как чрезвычайно трудно так и почти невозможно по условиям техники. Ведь что(бы) изобразить конокрадов в 700 строках я всё время должен как говорить и думать в их тоне так и чувствовать в их духе; иначе если я подбавлю субъективности образы расплывутся а рассказ не будет так компактен как надлежит быть всем коротеньким рассказам. Когда я пишу то вполне ра(с/сс)читываю на читателя полагая что (не) достающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам. (А. П. Чехов)

10) Жизнь по сути очень простая штука и человеку нужно пр..ложить много усилий что(бы) её если не испортить то хотя бы ухудшить. (А. П. Чехов)

  Ответ:

1) Для того чтобы ощущать в себе счастье беспрестанно, даже в минуты скорби и печали, нужно не только уметь довольствоваться настоящим, но и радоваться осознанию того, что могло бы быть и хуже.

2) Одна боль если не уменьшает, то притупляет другую. Наступите на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

3) «Познай самого себя» - не только прекрасный, но и полезный совет; жаль только, что древние хотя и знали, но не догадались указать способ, как претворить в жизнь этот совет.

4) Между тем на боль я отвечаю как криком, так и слезами; на подлость - негодованием, а на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

5) За дверью поистине счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и если не постоянно стучать, то непременно напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.

6) Не только сотни, но и тысячи вёрст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит в продолжение нескольких часов, говорит и когда неизвестно, скоро ли он уйдёт.

7) «Циник» — слово хотя и греческое, но в переводе на наш язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она подлинная свинья.

8) Конечно, было бы приятно сочетать художество с проповедью, однако для меня лично это как чрезвычайно трудно, так и почти невозможно по условиям техники. Ведь чтобы изобразить конокрадов в 700 строках, я всё время должен как говорить и думать в их тоне, так и чувствовать в их духе; иначе, если я подбавлю субъективности, образы расплывутся, а рассказ не будет так компактен, как надлежит быть всем коротеньким рассказам. Когда я пишу, то вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам.

10) Жизнь, по сути, очень простая штука, и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её если не испортить, то хотя бы ухудшить.

Запомните!

Части двойных союзов «не только ..., но и ...»; «как ..., так и ...» являются постоянными.

Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только а также ...» (вместо «не только..., но и ...»), «как а также ...» (вместо «как ..., так и ...»).

Следующие предложения построены грамматически неправильно:

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников.

(союзов «не только ..., а также ...», «как ..., а также ...» в русском языке нет)

Грамматически правильными будут следующие варианты построения этих предложений:

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Знание этого грамматического закона поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку («Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками»).

Упражнение № 21

Исправьте грамматические ошибки, допущенные в следующих предложениях с однородными членами. Запишите грамматически правильные варианты их построения.

1) А. П. Чехов создаёт в своих пьесах не только типичные, а глубоко индивидуальные образы.         

2) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

3) Как живопись, а также скульптура представлены на выставке.

4) В поход пойдут как дети, а также и взрослые.

5) Она не только рассказала о жизни и творчестве поэта, а даже прочитала наизусть одно из его стихотворений.  

Запомните!

Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (=но), однако, зато, ставится запятая.

[О, а О]

[О, но О]

[О, да О]

[О, зато О]

[О, однако О]

  Пример: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

Упражнение № 22

Подчерните однородные члены и графически выделите противительные союзы, которые их связывают. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) А. П. Скафтымов определил конфликт в п...е(с/сс)ах Чехова как конфликт между «данным» и «желанным» то есть между той жизнью которую ведут чеховские герои и их представлением о должном быти... человека. Счастливую жизнь они видят в прошлом и в будущем да только не в настоящем.

2) Чехов-прозаик отказывается от внешне событийного сюжетного построения зато обращает внимание читателей на внутре(н/нн)ий мир героя.

3) Петя Трофимов пр...зывает Аню жить активно идти к высокой цел... однако сам не находит сил даже закончить учебу.

4) В пьесе «Вишнёвый сад» нет н... классически положительных н... классически отрицательных героев зато каждый персонаж дается как бы в двойном освещени...: он не лиш...н авторского сочу....ствия однако в то (же) время наделяется комическими чертами.

5) Смешной сюжет да комически построе(н/нн)ый диалог основные средства создания юмористического эффекта в рассказах Антоши Чехонте.

6) Подтекст это расхождение между словами персонажей их мыслями и чувствами. Чеховские герои часто говорят одно да думают совсем другое.

7) Предшествующая дра(м/мм)атургия была насыще(н/нн)а событиями однако в п...е(с/сс)ах Чехова основные события вынесе(н/нн)ы на пер...ф...рию п...есы или за её пр...делы они передаются в рассказах да репликах персонажей.

8) В основе сюжета как рассказов так и п...ес А. П. Чехова лежит изображение простых да (н...) чем (не) при..мечательных людей.

Ответ:

1) А. П. Скафтымов определил конфликт в пьесах Чехова как конфликт между «данным» и «желанным», то есть между той жизнью, которую ведут чеховские герои, и их представлением о должном бытии человека. Счастливую жизнь они видят в прошлом и в будущем, да только не в настоящем.

2) Чехов-прозаик отказывается от внешне событийного сюжетного построения, зато обращает внимание читателей на внутренний мир героя.

3) Петя Трофимов призывает Аню жить активно, идти к высокой цели, однако сам не находит сил даже закончить учебу.

4) В пьесе «Вишнёвый сад» нет ни классически положительных, ни классически отрицательных героев, зато каждый персонаж дается как бы в двойном освещении: он не лишён авторского сочувствия, однако в то же время наделяется комическими чертами.

5) Смешной сюжет да комически построенный диалог — основные средства создания юмористического эффекта в рассказах Антоши Чехонте.

6) Подтекст — это расхождение между словами персонажей, их мыслями и чувствами. Чеховские герои часто говорят одно, да думают совсем другое.

7) Предшествующая драматургия была насыщена событиями, однако в пьесах Чехова основные события вынесены на периферию пьесы или за её пределы: они передаются в рассказах да репликах персонажей.

8) В основе сюжета как рассказов, так и пьес А.П. Чехова лежит изображение простых да ничем не примечательных людей.

Запомните!

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами ни — ни, и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, ставится запятая:

[ни О, ни О, ни О]

[и О, и О, и О]

[или О, или О, или О]

[либо О, либо О либо О]

[то О, то О, то О]

[не то О, не то О, не то О]

[то ли О, то ли О, то ли О]

  Пример: Либо сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости.

  Не то мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

(Перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении.)

Примечание: запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат без этого союза.

  Пример: Сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости.

  Мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Упражнение № 23

Графически обозначьте однородные члены и соединяющие их союзы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) По лицу его можно было догадат...ся что он испытывал н... то страх н... то испуг н... то чувство досады.

2) Что (бы) пробить стену лбом нужен большой разбег или много лбов или удачное стечение обстоятельств.

3) Он уже н... хотел любоват...ся н... пр...чудливым лу(н/нн)ым блеском н... звёздами н... разлитой (по) всюду красотой.

4) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря гул глухой иль ш...пот речки тихоструйной. (А. С. Пушкин.)

5) Либо мне либо тебе либо сестре нужно будет сходить за хлебом.

6) На улице то ветре(н/нн)о то безветре(н/нн)о то жарко то холодно.

7) В следующий раз сделай хорошо или лучше или (по) другому. (Китайская мудрость.)

8) Бабушка занята своим делом: н... то штопа...т н... то вяж...т н... то ш...ёт.

9) Н... на берегу реч...нки н... в рощ... н... в поле н... услыш...шь н... ш...роха.

10) Прие...жайте к нам или сегодня или завтра или (после) завтра.

Запомните!

Запятая не ставится

Примеры

1) Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО:

[О и О]

[О да О]

[О или О]

[О либо О].

Белка песенки поет и орешки всё грызёт.

Однажды Лебедь. Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Приеду завтра или сегодня.

2) В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ ТО НИ СЁ, НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, И ТУДА И СЮДА, И ТАК И СЯК, НИ СЕБЕ НИ ЛЮДЯМ, НИ ЖИВ НИ МЁРТВ и др.

На другой день ни свет ни заря Лиза отправилась в город.

Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

3) Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Пойду посмотрю расписание занятий.

Взял да и сделал наоборот.

Упражнение № 24

Графически обозначьте однородные члены и связывающие их союзы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно. 2) Сядь сделай уроки. 3) (Н...) когда не поздно спросить себя: делом я занимаюсь или пуст...ками? 4) Взял да и рассказал всем его секрет. 5) С той поры о нём н... слуху н... духу. 6) Он встал н... свет н... з...ря и отправился купат...ся. 7) Была н... была пойду узнаю результаты Еди(н/нн)ого государстве(н/нн)ого экзамена. 8) По вечерам мы читали либо играли в шахматы. 9) Жду н... дождусь отъезда. 10) И так и сяк пытался его уговорить да не получилось. 11) Встань посмотри кто там идет. 12) И днём и ночью нет (н...) какого покоя. 13) Слёзы н... к селу н... к городу опять полились из её глаз. 14) В центре рассказов Чехова 90-х годов оказывается только начавший переоценку жизне(н/нн)ых ценностей человек либо уже решивший к...рдинально изменить свою жизнь герой. 15) Чехов называл равнодушие «параличом души» или часто говорил о том что это «преждевреме(н/нн)ая смерть». 16) Сама способность любить или быть любимым оценивается Чеховым как признак незаурядности личности.

  Знание темы «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами» поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку.

  Задание формулируется следующим образом:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

  2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

  3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

  4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

  5) Работа шла и быстро и весело и была вовремя закончена.

  Алгоритм выполнения задания:

  1) Найдите в предложении однородные члены.

  2) Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;

  • если это одиночный противительный союз а, но, да (=но), однако, зато, запятая перед ним ставится:

  • если это двойной союз не только ..., но и...; как ..., так и ...; хотя и..., но ...; если не..., то ...; не столько..., сколько..., запятая ставится перед второй частью двойного союза:

  • если это повторяющиеся союзы и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, то перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится; запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении;

  • если это повторяющиеся союзы и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, то запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него:

  3) Помните о том, что запятая не ставится

  • в устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами;

  • между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого.

Упражнение № 25

  Выполните тест.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую;

  1) Летом одинаково хорошо и в лесу и в поле и на речке.

  2) Ночью ветер злится да стучит в окно.

3) Ум передовые взгляды не только не ценятся в фамусовском обществе но и преследуются им.

  4) В композиции двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и отличия.

5) Фамилия Старцев является если не говорящей то указывающей на преждевременную старость души чеховского героя.

  Ответ: 4, 5

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я люблю блеск одиноких звёзд и свежесть морозного воздуха и сладковато-горький запах дыма.

  2) Сестру охватила если и не досада то явное неудовольствие.

  3) Мы встали ни свет ни заря и отправились на рыбалку.

4) Фамусов показан Грибоедовым и как чиновник и как любящий отец и как типичный московский барин.

5) Название рассказа А. П. Чехова «Ионыч» выражает не столько отношение обывателей к герою сколько авторское отношение к персонажу.

  Ответ: 2, 5

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки либо какие-то другие птицы.

  2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

3) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

4) Туристы хотя и устали но всё-таки продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.

  5) Люди часто думают о прошлом и об истории своей страны и своего народа.

  Ответ: 3, 4

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Взошло солнце и осветило берёзку у дома и дальние поля и речку.

2) Друзья весело болтали о том о сём.

  3) Весь день идёт либо снег либо дождь со снегом.

  4) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

  5) Слёзы вдруг ни к селу ни к городу выступили у неё на глазах однако не полились.

  Ответ: 3, 5

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Бабушка встала ни свет ни заря и отправилась доить корову.

  2) Либо ранней весной либо поздней осенью отец ходил на охоту.

  3) Буря стонет и снасти рвёт и мачту клонит.

  4) Танцоры-профессионалы а также любители были приглашены на концерт.

  5) Жду не дождусь отъезда.

  Ответ: 2, 4

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Печорин не верит людям и сам страдает он от этого.

  2) Пойди узнай новое расписание.

  3) Он испугался и стоял ни жив ни мёртв.

4) Станиславский непрерывно искал всё нового как во внутренней актёрской работе так и в режиссёрском деле.

5) Луна то показывалась из-за туч то на минуту освещала озеро то опять скрывалась и оставляла всё во мраке.

  Ответ: 1, 4

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  2) Хороший врач спасёт если не от болезни то хотя бы от плохого врача.

  3) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

  4) Богатый и не бедствует да жалуется.

  5) Дачники лениво гуляют под зонтиками либо сидят в тени деревьев.

  Ответ: 2, 4

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

  2) Попутчик не расслышал сказанного либо пренебрёг моим намёком.

  3) Дед сердечно жалел нищих да милостыню им не подавал.

  4) Ни днём ни ночью нет покоя.

  5) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно утонет в воспоминаниях.

  Ответ: 3, 5

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

  2) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

  3) И на столе и на рояле лежали ноты.

  4) Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

  5) Хозяйка дома украсила вышивкой обивку кресел и стульев и скатерти.

  Ответ: 2, 3

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) В следующий раз сделай лучше либо по-другому.

  2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

  3) Взял да и сделал наоборот.

4) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах.

  5) Попробовал подняться да не смог.

  Ответ: 4, 5