Диагностические работы (в трёх уровнях) по русскому языку 2 класс - Полникова М. Ю. 2018

Введение

Учебное пособие состоит из двух тетрадей диагностических (контрольных и проверочных) работ по русскому языку для I и II вариантов. В них представлены трехуровневые контрольные работы по всем темам программы для третьего класса начальной школы.

Работы ориентированы на проверку теоретических знаний и их применение в различных условиях сложности. Оценивая знания учащихся, учитель, как правило, берет за основу диктант, так как грамматическое задание, дополняющее его, по существу, не проверяет знание теории.

В начальной школе, наверное, уместнее разбить диагностику знаний по теме на два этапа и проводить их на разных уроках: на одном — диктант (20 — 25 мин.), на другом — работа на печатной основе (7 — 15 мин). Это позволяет:

— снизить уровень напряжения и длительного сосредоточения внимания учащихся;

— более гуманно и объективно оценить знания, так как дети, страдающие дисграфией и допускающие большое количество ошибок в диктанте, часто показывают твердые теоретические знания;

— развивать мотивацию к учению, которая у младшего школьника определяется исключительно стимулированием. Как показала практика, таким стимулом для ученика является выполнение работы второго-третьего уровня.

Работы первого уровня направлены на воссоздание изученного, предполагают хороший уровень воспроизведения. Они позволяют проверить усвоение необходимой базы знаний, достаточных для удовлетворительной оценки.

Работы второго уровня нацелены на проверку свободного владения материалом.

Анализ выполненных работ первого-второго уровней покажет, насколько накоплен опыт и развито конвергентное мышление (поиск единственно верного решения).

Контрольные работы третьего уровня предполагают использование знаний в нестандартных ситуациях, дают возможность реализовать креативные способности, развивают дивергентное мышление (поиск нескольких верных решений).

Все работы оцениваются по пятибалльной системе. Причем за выполнение каждого задания учитель может ставить соответствующий балл и оценивать работу по количеству правильно выполненных заданий (85 — 100% — «5» и т. д.). Учитель вправе взять один из вариантов как контрольный, а другой — как тренировочный.

Особенно важно провести каждого ребенка через все уровни, так как в работах каждого из них преследуются разные цели и акцентируются внимание и потенциал ученика на решении разных учебных задач и ситуаций.