Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Часть 2
Повторение

119. Прочитайте. Обозначьте текст-повествование цифрой 1, текст-описание цифрой 2, текст-рассуждение цифрой 3. Придумайте к каждому тексту заголовок.

...

Солнечный луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум- зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

К. Ушинский

...

Собрались мышки у своей норки. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле воло́чатся.

К. Ушинский

...

На цветках часто встречаются мухи- журчалки. Они названы так за то, что при полёте издают негромкий журчащий звук.

Ответ: 1, 2, 3.

120. Прочитайте. Составьте по данной записи описательный текст. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

...

Расцвели ... . Как красивы эти цветы! Стебелёк у них ... . Листочки ... . А цветок просто загляденье! Лепестки ... . А сердцевинка _.

Ответ:

Ромашки

Расцвели ромашки. Как красивы эти цветы! Стебелёк у них тоненький. Листочки резные. А цветок просто загляденье! Лепестки белые. А сердцевинка жёлтая.

121. Прочитайте. Составьте текст-рассуждение, используя данное начало. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

...

Моё любимое время года — ... . Я люблю ..., потому что ... .

Моя любимая игрушка — ... . Мне нравится ..., потому что ... .

Ответ:

Лето

Моё любимое время года — лето. Я люблю тепло, потому что не нужно надевать много одежды, можно даже ходить по земле босиком, можно купаться в реке, загорать, кататься на велосипеде и много ещё чего.

Клоун

Моя любимая игрушка — клоун. Мне нравится клоун, потому что он всегда улыбается, он смешно одет и обут, у него рыжие пышные волосы и круглые зелёные глаза. Он поднимает настроение и дарит радость.

122. Рассмотрите рисунки.

• Устно составьте текст-повествование по рисункам. Подготовьтесь его рассказать.

• Запишите составленный текст.

Ответ:

Весной бабушка повела меня и Настю сажать яблоньки. Я копал ямки под саженцы, Настя держала деревце, а потом белила ствол извёсткой. Бабушка руководила и объясняла: как надо. А наш щенок Артошка носился вокруг, мешал нам, ласкался, совался, куда не следует, лаял и не понимал, почему мы его отгоняем.

123. Прочитайте диалог. Почему вы улыбнулись? Поставьте пропущенные буквы и знаки конца предложений.

— Петя, почему на твоём р_сунке ябл_ко синее_

— А оно упало_

— Ну и что_

— Так с_няк же получился_

Из журнала «Миша»

• Обсудите: синяк и синий — это однокоренные слова или нет?

Ответ:

124. Прочитайте.

• Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам. Запишите эти вопросы над стрелками.

Ответ:

В небе (<— где?) засверкала яркая (<— какая?) звёздочка.

125. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их.

Ответ:

Папа подарил Алёше на день рождения щенка. Мальчик дал щенку кличку Бим.

126. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в предложения — пропущенные слова. Озаглавьте текст.

В_сной пёстрый дятел прил_тел к б_рёзке. _ пробил в к_ре дырочку и стал пить сок. На вкус б_рёзовый _ слакий. В гости к _ прил_тают и прип_лзают л_сные обитатели.

Ответ:

Берёзовый сок

Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. В гости к берёзе прилетают и приползают лесные обитатели.

127. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Объясните значения любого из них.

Ответ:

Дорога в лесу — жизненная дорога, второй класс — класс (комната), клетка железная — грудная клетка, плитка керамическая — плитка шоколада, скрипка в оркестре — скрипка кузнечика, салат из огурцов — салат (растение), пшеничный хлеб — что-то главное (книги — мой хлеб).

128. Прочитайте. Определите, что обозначает слово верный в каждом выражении. Выберите и напишите нужное слово.

Верный товарищ — ... .

Верный ответ — ... .

Верный закон — ... .

Слова для справок: справедливый, надёжный, правильный.

Ответ:

Верный товарищ — надёжный.

Верный ответ — правильный.

Верный закон — справедливый.

129. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова, выбирая их из слов для справок. Объясните свой выбор.

На поляне стоял ... дуб. Вдруг ... ветер закачал ветви дерева. ... туча закрыла небо. Раздался ... раскат грома.

Слова для справок: сильный, мощный, могучий, большой.

Ответ:

На поляне стоял могучий дуб. Вдруг сильный ветер закачал ветви дерева. Большая туча закрыла небо. Раздался мощный раскат грома.

130. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Плат_е новое —

Вполне

Хор_шо сидит на мне.

Это плат_е мне идёт.

А костюм, — наоборот,

Потому что плохо сш_т.

Он на вешалке висит.

А. Шибаев

• Объясните значение выделенных слов. Какие из них употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

Ответ:

Платье новое —

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм, — наоборот,

Потому что плохо сшит.

Он на вешалке висит.

131. Прочитайте выразительно.

Дождик выглянул из тучки:

«Не пойду!

Внизу колючки!»

М. Бородицкая

• Подчеркните в предложениях изученные орфограммы.

• Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнесите его. Найдите для каждого из звуков свой звуковой «домик».

Ответ:

[ч] — согласный, мягкий непарный, глухой непарный;

[ж] — согласный, твёрдый непарный, звонкий парный;

[о] — гласный, безударный.

132. Прочитайте. Как вы поняли стихотворение? Что обозначает выделенное выражение?

Заяц в трамвае

Волк на зайца тычет пальцем:

«Этот заяц едет зайцем!»

Достаёт косой билет:

«Здесь в вагоне зайцев нет!»

А. Щедрецов

• Найдите и подчеркните в стихотворении синоним к слову заяц.

• Найдите слова волка и выполните задания:

а) подчеркните в этом предложении слово, которое начинается с гласного звука;

б) разделите каждое слово на слоги вертикальной чертой (|).

Ответ:

Заяц в трамвае

Волк на зайца тычет пальцем:

«[э]Э|тот заяц едет зайцем!»

Достаёт косой билет:

«Здесь в вагоне зайцев нет!»

133. Прочитайте стихи Е. Весельевой.

Грызуну везёт:

Всё грызун грызёт;

И зубы от грызения

Растут — вот так везение!

• Кого называют словом грызун? Найдите однокоренные слова и выделите в них корень. Укажите над этими словами часть речи.

• Найдите и подчеркните в предложениях глагол, в котором все согласные звуки твёрдые парные.

Ответ:

134. Прочитайте диалог.

Жеребёнок, дай отве(т, д),

Что ты кушал на обе(т, д)?

— Ле(х, г)че лё(х, г)кого вопро(с, з)!

Я сегодня ел овё(с, з),

А потом, когда гулял,

Тра(ф, в)ку в поле пощ(е, и)пал.

В. Хесин

• Подчеркните буквы из скобок, которые надо выбрать для правильного написания слов. Объясните выбор букв.

• Подчеркните глаголы-синонимы.

• Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

Ответ:

— Жеребёнок (сущ.), дай ответ,

Что ты (мест.) кушал на обед?

— Легче лёгкого вопрос!

Я (мест.) сегодня ел овёс.

А потом, когда гулял,

Травку в поле пощипал.

135. Прочитайте. Где пословица, а где скороговорка?

Оса не летает в росу — в росе сыро осе.

Лад и согласье — первое счастье.

• Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить их написание.

• Спишите пословицу.

Ответ:

Переписывание.

136. Прочитайте предложение. Спишите.

Однажды три маленькие белые мышки покинули свой уютный лесной домик.

• А что было дальше? Придумайте сами.

• Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

Ответ: устно.

137. Прочитайте слова и словосочетания.

В лесу, лёгкие облака, сочная трава, берёзки, осинки, цветы, зелёный кузнечик, поют, соловьи, дрозды, тропинка, полосатый шмель, летают, нора крота, кричат, душистые ягоды, ребята, колючий ёж.

• Выполните одно из заданий:

а) обозначьте в словах ударение, подчеркните изученные орфограммы;

б) используя данные слова, составьте рассказ на тему «Летом в лесу».

Ответ:

В лесу, лёгкие облака, сочная трава, берёзки, осинки, цветы, зелёный кузнечик, поют, соловьи, дрозды, тропинка, полосатый шмель, летают, нора крота, кричат, душистые ягоды, ребята, колючий ёж.

138. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки. Представьте, что вы рекламируете книги. Расскажите о своих любимых героях так, чтобы одноклассникам захотелось побольше узнать и прочитать о них книги.

Ответ:

«Зайчишка-хвастунишка», «Мой любимый клоун», «Маша и медведи», «Сказки Пушкина», «Конёк-горбунок», «Цыпленок Чик».

Писатель Ершов написал замечательную сказку о Коньке-горбунке. Конёк-горбунок спасает своего друга Ивана от гибели, помогает добыть волшебные предметы и устраивает его счастье. Столько увлекательных, необыкновенных приключений! Где бы раздобыть такого Конька-горбунка?!