Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Слова, слова, слова
Слово и его значение

28. Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.

Любой язык состоит из слов.

Русский язык богат словами.

• Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.

Ответ: устно.

29. Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.

• Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?

• Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

Ответ:

Новая игрушка очень нравилась Ване.

30. Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.

Ёрш, ры́жик, щу́ка, ро́за, а́стра, опя́та.

Ответ:

Рыбы: ёрш, щука.

Цветы: роза, астра.

Грибы: рыжики, опята.

31. Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.

Деревья: береза, …

Кусты: смородина, …

Травы: щавель, …

• Подберите общее название для всех этих слов.

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Ответ:

Деревья: берёза, осина, дуб, ясень, клён.

Кусты: смородина, шиповник, малина, крыжовник.

Травы: щавель, подорожник, ковыль.

Растения.

У дороги одинокая берёза трепетала листьями на ветру.

32. Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.

— Кто вы _

— Мы лисички

Дружные сестрички _

Ну, а вы-то кто же _

— Мы лисички тоже _

— Как, с одной-то лапкой _

— Нет, ещё — со шляпкой _

А. Шибаев

• Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.

Ответ:

— Кто вы?

— Мы лисички —

Дружные сестрички.

Ну а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже.

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, ещё — со шляпкой.

На поляне у пней расположилось целое семейство лисичек с яркими оранжевыми шляпками.

Лисичек недаром считают очень хитрыми зверьками.

33. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.

Ответ:

1. Уж.

2. Грач.

3. Саратов.

4. Лопата.

34. Прочитайте.

— Мои часы ушли вперёд, —

Сказала тётя Маша.

— Ой! Убежало молоко! —

Сказала тётя Груня.

А. Шибаев

• Объясните написание выделенных букв.

• Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.

Ответ:

Многозначные слова: часы, убежало.

Убежало лето красное за далёкие синие горы.

35. Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.

Ручка.

• Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.

Ответ:

Ручка, молния.

Чёрное небо прорезал зигзаг ослепительной молнии.

36. Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.

Хрустальная ваза. Хрустальная вода.

Туча пыли. Грозовая туча.

Хмурый день. Хмурый взгляд.

Играть в футбол. Играть с огнём.

• В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

• Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.

Ответ:

Перенос, знач.: хрустальная вода, туча пыли, хмурый день, играть с огнём.

Очень опасно играть с огнём.

37. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?

Спали в поле перепёлки.

Ветерок уснул в лесах.

Золотистые, как пчёлки,

Звёзды плыли в небесах.

А. Усачёв

• Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.

Ответ: