Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Слова, слова, слова
Слово и его значение
28. Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.
Любой язык состоит из слов.
Русский язык богат словами.
• Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.
Ответ: устно.
29. Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.
• Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?
• Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.
Ответ:
Новая игрушка очень нравилась Ване.
30. Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.
Ёрш, ры́жик, щу́ка, ро́за, а́стра, опя́та.
Ответ:
Рыбы: ёрш, щука.
Цветы: роза, астра.
Грибы: рыжики, опята.
31. Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.
Деревья: береза, …
Кусты: смородина, …
Травы: щавель, …
• Подберите общее название для всех этих слов.
• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.
Ответ:
Деревья: берёза, осина, дуб, ясень, клён.
Кусты: смородина, шиповник, малина, крыжовник.
Травы: щавель, подорожник, ковыль.
Растения.
У дороги одинокая берёза трепетала листьями на ветру.
32. Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.
— Кто вы _
— Мы лисички —
Дружные сестрички _
Ну, а вы-то кто же _
— Мы лисички тоже _
— Как, с одной-то лапкой _
— Нет, ещё — со шляпкой _
А. Шибаев
• Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.
Ответ:
— Кто вы?
— Мы лисички —
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже.
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, ещё — со шляпкой.
На поляне у пней расположилось целое семейство лисичек с яркими оранжевыми шляпками.
Лисичек недаром считают очень хитрыми зверьками.
33. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.
Ответ:
1. Уж.
2. Грач.
3. Саратов.
4. Лопата.
34. Прочитайте.
— Мои часы ушли вперёд, —
Сказала тётя Маша.
— Ой! Убежало молоко! —
Сказала тётя Груня.
А. Шибаев
• Объясните написание выделенных букв.
• Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.
Ответ:
Многозначные слова: часы, убежало.
Убежало лето красное за далёкие синие горы.
35. Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.
Ручка.
• Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.
Ответ:
Ручка, молния.
Чёрное небо прорезал зигзаг ослепительной молнии.
36. Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.
Хрустальная ваза. Хрустальная вода.
Туча пыли. Грозовая туча.
Хмурый день. Хмурый взгляд.
Играть в футбол. Играть с огнём.
• В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.
• Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.
Ответ:
Перенос, знач.: хрустальная вода, туча пыли, хмурый день, играть с огнём.
Очень опасно играть с огнём.
37. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?
Спали в поле перепёлки.
Ветерок уснул в лесах.
Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли в небесах.
А. Усачёв
• Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.
Ответ: