Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 - О. Н. Крылова 2016


Фразеологизмы

Вариант 1

Задание 1. Укажи, что такое омонимы.

□ слова, которые необходимы при сочинении литературных произведений

□ слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением

□ слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют различное значение

Ответ:

слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют различное значение

Задание 2. Прочитай стихотворение. Подчеркни омонимы.

Отрываясь от Земли

На большой ракете,

Взяли горсточку земли

На память о планете.

   (Е. Лаптева)

Ответ:

Отрываясь (от) Земли

На большой ракете,

Взяли (горсточку) земли

На память о планете.

Задание 3. Укажи в скобках, в каком значении употреблён в словосочетании глагол: в прямом или переносном. Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.

тяжёлый поход (...) — ...

тяжёлые дни (...) — ...

тяжёлое горе (...) — ...

тяжёлый вздох (...) — ...

Ответ:

тяжёлый поход (прямое) — трудный

тяжёлые дни (переносное) — напряженные

тяжёлое горе (переносное) — большое

тяжёлый вздох (переносное) — затруднительный.

Задание 4. Подчеркни устойчивые выражения.

Пальчики оближешь, развесить уши, удобно сесть, потерять голову, собаку съесть, пройтись по набережной, морочить голову.

Ответ:

Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, морочить голову.

Задание 5. Соотнеси фразеологизмы с их значениями.

Ответ:

С гулькин нос — очень мало

найти общий язык — достигнуть взаимопонимания

зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко

вылетело из головы — забыл.

Задание 6. Замени подчёркнутые фразеологизмы близкими по смыслу словами. Запиши полученный текст.

□ быстро понёсся

□ очень дружен

□ пребывал в плохом настроении

□ ни за что не пойду

□ еле убежал

□ очень плохо

Ответ:

Когда-то я был с ним очень дружен. Но однажды он пребывал в плохом настроении и полез ко мне драться. Я быстро понёсся домой! Еле убежал! Зато теперь ни за что не пойду. Да, ведёт он себя очень плохо.

Вариант 2

Задание 1. Укажи, что такое фразеологизмы.

□ слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением

□ устойчивые сочетания слов

□ слова, которые необходимы при сочинении литературных произведений

Ответ: устойчивые сочетания слов

Задание 2. Прочитай стихотворение. Подчеркни омонимы.

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

  (Е. Лаптева)

Ответ:

Наш Ванюша во бору

(Накосил) косой траву.

А (своей) косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

Задание 3. Укажи в скобках, в каком значении употреблён в словосочетании глагол: в прямом или переносном. Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.

время бежит (...) — ...

река бежит (...) — ...

спортсмен бежит (...) — ...

суп бежит (...) — ...

Ответ:

время бежит (переносное) — идёт

река бежит (переносное) — течёт

спортсмен бежит (прямое) — мчится

суп бежит (переносное) — вытекает.

Задание 4. Подчеркни устойчивые выражения.

Плакать в три ручья, позвонить другу, быть не в своей тарелке, попались на удочку, посмотреть телевизор, на один зубок, одним духом.

Ответ:

Плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, попались на удочку, на один зубок, одним духом.

Задание 5. Соотнеси фразеологизмы с их значениями.

Ответ:

После дождичка в четверг — никогда

душа в пятки ушла — испугаться

надуть губы — обидеться

на краю земли — где-то очень далеко.

Задание 6. Замени подчёркнутые слова близкими по смыслу фразеологизмами. Запиши полученный текст.

□ повесили нос

□ водит за нос

□ ни свет ни заря

□ бил баклуши

□ пропускал мимо ушей

□ сломя голову

Ответ:

Серёжа и Валя проснулись ни свет ни заря. Кое-как они дождались семи утра и сломя голову побежали в школу. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Серёжа пропускал всё мимо ушей. Он весь день бил баклуши. Мы догадывались, что он нас водит за нос. Теперь поход в зоопарк откладывается, и дети повесили носы.