Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 - О. Н. Крылова 2016
Фразеологизмы
Вариант 1
Задание 1. Укажи, что такое омонимы.
□ слова, которые необходимы при сочинении литературных произведений
□ слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением
□ слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют различное значение
Ответ:
слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют различное значение
Задание 2. Прочитай стихотворение. Подчеркни омонимы.
Отрываясь от Земли
На большой ракете,
Взяли горсточку земли
На память о планете.
(Е. Лаптева)
Ответ:
Отрываясь (от) Земли
На большой ракете,
Взяли (горсточку) земли
На память о планете.
Задание 3. Укажи в скобках, в каком значении употреблён в словосочетании глагол: в прямом или переносном. Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.
тяжёлый поход (...) — ...
тяжёлые дни (...) — ...
тяжёлое горе (...) — ...
тяжёлый вздох (...) — ...
Ответ:
тяжёлый поход (прямое) — трудный
тяжёлые дни (переносное) — напряженные
тяжёлое горе (переносное) — большое
тяжёлый вздох (переносное) — затруднительный.
Задание 4. Подчеркни устойчивые выражения.
Пальчики оближешь, развесить уши, удобно сесть, потерять голову, собаку съесть, пройтись по набережной, морочить голову.
Ответ:
Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, морочить голову.
Задание 5. Соотнеси фразеологизмы с их значениями.
Ответ:
С гулькин нос — очень мало
найти общий язык — достигнуть взаимопонимания
зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко
вылетело из головы — забыл.
Задание 6. Замени подчёркнутые фразеологизмы близкими по смыслу словами. Запиши полученный текст.
□ быстро понёсся
□ очень дружен
□ пребывал в плохом настроении
□ ни за что не пойду
□ еле убежал
□ очень плохо
Ответ:
Когда-то я был с ним очень дружен. Но однажды он пребывал в плохом настроении и полез ко мне драться. Я быстро понёсся домой! Еле убежал! Зато теперь ни за что не пойду. Да, ведёт он себя очень плохо.
Вариант 2
Задание 1. Укажи, что такое фразеологизмы.
□ слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением
□ устойчивые сочетания слов
□ слова, которые необходимы при сочинении литературных произведений
Ответ: устойчивые сочетания слов
Задание 2. Прочитай стихотворение. Подчеркни омонимы.
Наш Ванюша во бору
Накосил косой траву.
А своей косой Танюша
Полюбилася Андрюше.
(Е. Лаптева)
Ответ:
Наш Ванюша во бору
(Накосил) косой траву.
А (своей) косой Танюша
Полюбилася Андрюше.
Задание 3. Укажи в скобках, в каком значении употреблён в словосочетании глагол: в прямом или переносном. Подбери и запиши синонимы к выделенным словам.
время бежит (...) — ...
река бежит (...) — ...
спортсмен бежит (...) — ...
суп бежит (...) — ...
Ответ:
время бежит (переносное) — идёт
река бежит (переносное) — течёт
спортсмен бежит (прямое) — мчится
суп бежит (переносное) — вытекает.
Задание 4. Подчеркни устойчивые выражения.
Плакать в три ручья, позвонить другу, быть не в своей тарелке, попались на удочку, посмотреть телевизор, на один зубок, одним духом.
Ответ:
Плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, попались на удочку, на один зубок, одним духом.
Задание 5. Соотнеси фразеологизмы с их значениями.
Ответ:
После дождичка в четверг — никогда
душа в пятки ушла — испугаться
надуть губы — обидеться
на краю земли — где-то очень далеко.
Задание 6. Замени подчёркнутые слова близкими по смыслу фразеологизмами. Запиши полученный текст.
□ повесили нос
□ водит за нос
□ ни свет ни заря
□ бил баклуши
□ пропускал мимо ушей
□ сломя голову
Ответ:
Серёжа и Валя проснулись ни свет ни заря. Кое-как они дождались семи утра и сломя голову побежали в школу. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Серёжа пропускал всё мимо ушей. Он весь день бил баклуши. Мы догадывались, что он нас водит за нос. Теперь поход в зоопарк откладывается, и дети повесили носы.