Самостоятельные работы по русскому языку 3 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст. Предложение. Словосочетание
Вариант 1
1. Определи тип текста.
1) Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Петя увидел это и посадил птенца в гнездо.
Текст — ...
2) Соловей — незаметная птичка серого цвета. Он маленький, как воробушек. Зато голос у соловушки такой, что нет ему равного певца.
Текст — ...
3) Почему птенцы у клестов рождаются во время сильных морозов? Зимой созревают семена елей и сосен — главный корм этих птиц. Не страшен птенчикам холод потому, что родители могут накормить их досыта.
Текст — ...
Ответ:
1) Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Петя увидел это и посадил птенца в гнездо. (Текст-повествование)
2) Соловей — незаметная птичка серого цвета. Он маленький, как воробушек. Зато голос у соловушки такой, что нет ему равного певца. (Текст-описание)
3) Почему птенцы у клестов рождаются во время сильных морозов? Зимой созревают семена елей и сосен — главный корм этих птиц. Не страшен птенчикам холод потому, что родители могут накормить их досыта. (Текст-рассуждение)
2. Вставь пропущенное слово.
Предложения, в которых о чём-то рассказывается, называются ...
Предложения, в которых содержится побуждение к действию, называются ...
Текст состоит из ...
Основа предложения — это и ...
Ответ:
Предложения, в которых о чём-то рассказывается, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится побуждение к действию, называются побудительными.
Текст состоит из предложений.
Основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
3. Дай характеристику предложения (простое или сложное, вид по цели высказывания и по интонации).
Я люблю осень. (...)
А ты любишь осень? (...)
Я люблю осень, а моему другу нравится весна. (...)
Ты не любишь осень?! (...)
Ответ:
Я люблю осень. (Простое, повествовательное, невосклицательное.)
А ты любишь осень? (Простое, вопросительное, невосклицательное.)
Я люблю осень, а моему другу нравится весна. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)
Ты не любишь осень?! (Простое, вопросительное, восклицательное.)
4. Подчеркни словосочетания.
около дерева
приехала машина
приехал из леса
едет быстро
Ответ:
Приехал из леса, едет быстро.
5. Подчеркни в предложении грамматическую основу и выпиши из него словосочетания с вопросами.
Возле берега шепчутся сухие камыши.
Ответ:
6. Выдели в предложениях обращения.
Сестричка дай мне рыбки попробовать!
Ты братец ступай на речку, опусти хвост в воду, сам и наловишь.
Не губи меня братец!
Как же мне серый волк не плакать?
Ответ:
Сестричка дай мне рыбки попробовать!
Ты, братец, ступай на речку, опусти хвост в воду, сам и наловишь.
Не губи меня, братец!
Как же мне, серый волк, не плакать?
7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Орех, восток, заря.
Вариант 2
1. Определи тип текста.
1) Почему подорожник так называется? Он действительно растёт вдоль пыльных дорожек и тропинок. Отсюда и название «подорожник» — тот, что растёт «по дороге».
Текст — ...
2) Осенью птицы прощаются с родными местами. Улетели журавли и аисты. Опустели скворечники. Скоро начнутся холода и метели.
Текст — ...
3) Синичка-ремез вьёт удивительное гнездо. Оно похоже на белую рукавичку — тёплую и мягкую. Птичка плетёт его из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Устроено гнёздышко в густых зарослях по берегам водоёмов.
Текст — ...
Ответ:
1) Почему подорожник так называется?
Он действительно растёт вдоль пыльных дорожек и тропинок. Отсюда и название «подорожник» — тот, что растёт «по дороге». (Текст-рассуждение)
2) Осенью птицы прощаются с родными местами. Улетели журавли и аисты. Опустели скворечники. Скоро начнутся холода и метели. (Текст-повествование)
3) Синичка-ремез вьёт удивительное гнездо. Оно похоже на белую рукавичку — тёплую и мягкую. Птичка плетёт его из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Устроено гнёздышко в густых зарослях по берегам водоёмов. (Текст-описание)
2. Вставь пропущенное слово.
Предложения, которые содержат вопрос, называются ...
По интонации предложения бывают ... и ...
Члены предложения бывают ... и ...
Пара слов, связанных между собой по смыслу, называется ...
Ответ:
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными.
Члены предложения бывают главными и второстепенными.
Пара слов, связанных между собой по смыслу, называется словосочетанием.
3. Дай характеристику предложения (простое или сложное, вид по цели высказывания и по интонации).
Я люблю осень! (...)
А ты любишь осень? (...)
Сегодня с утра шёл дождь, а вечером выглянуло солнце. (...)
А ты собери осенние листья! (...)
Ответ:
Я люблю осень! (Простое, повествовательное, восклицательное.)
А ты любишь осень? (Простое, вопросительное, невосклицательное.)
Сегодня с утра шёл дождь, а вечером выглянуло солнце. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)
Собери осенние листья! (Простое, побудительное, восклицательное.)
4. Подчеркни словосочетания.
возле реки
идёт дождь
пришёл из школы
вижу лису
Ответ:
Пришёл из школы, вижу лису.
5. Подчеркни в предложении грамматическую основу и выпиши из него словосочетания с вопросами.
Около леса дети построили шалаш.
Ответ:
6. Выдели в предложениях обращения.
Сестрица Алёнушка я пить хочу!
Не пей братец козлёночком станешь.
Что же ты наделал братец?!
Как же мне медведь не плакать?
Ответ:
Сестрица Алёнушка я пить хочу!
Не пей братец козлёночком станешь.
Что же ты наделал братец?!
Как же мне медведь не плакать?
7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Овёс, заря, пшеница.