Самостоятельные работы по русскому языку 3 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020

Текст. Предложение. Словосочетание
Текст. Предложение. Словосочетание

Вариант 1

1. Определи тип текста.

1) Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Петя увидел это и посадил птенца в гнездо.

Текст — ...

2) Соловей — незаметная птичка серого цвета. Он маленький, как воробушек. Зато голос у соловушки такой, что нет ему равного певца.

Текст — ...

3) Почему птенцы у клестов рождаются во время сильных морозов? Зимой созревают семена елей и сосен — главный корм этих птиц. Не страшен птенчикам холод потому, что родители могут накормить их досыта.

Текст — ...

Ответ:

1) Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Петя увидел это и посадил птенца в гнездо. (Текст-повествование)

2) Соловей — незаметная птичка серого цвета. Он маленький, как воробушек. Зато голос у соловушки такой, что нет ему равного певца. (Текст-описание)

3) Почему птенцы у клестов рождаются во время сильных морозов? Зимой созревают семена елей и сосен — главный корм этих птиц. Не страшен птенчикам холод потому, что родители могут накормить их досыта. (Текст-рассуждение)

2. Вставь пропущенное слово.

Предложения, в которых о чём-то рассказывается, называются ...

Предложения, в которых содержится побуждение к действию, называются ...

Текст состоит из ...

Основа предложения — это и ...

Ответ:

Предложения, в которых о чём-то рассказывается, называются повествовательными.

Предложения, в которых содержится побуждение к действию, называются побудительными.

Текст состоит из предложений.

Основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

3. Дай характеристику предложения (простое или сложное, вид по цели высказывания и по интонации).

Я люблю осень. (...)

А ты любишь осень? (...)

Я люблю осень, а моему другу нравится весна. (...)

Ты не любишь осень?! (...)

Ответ:

Я люблю осень. (Простое, повествовательное, невосклицательное.)

А ты любишь осень? (Простое, вопросительное, невосклицательное.)

Я люблю осень, а моему другу нравится весна. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)

Ты не любишь осень?! (Простое, вопросительное, восклицательное.)

4. Подчеркни словосочетания.

около дерева

приехала машина

приехал из леса

едет быстро

Ответ:

Приехал из леса, едет быстро.

5. Подчеркни в предложении грамматическую основу и выпиши из него словосочетания с вопросами.

Возле берега шепчутся сухие камыши.

Ответ:

6. Выдели в предложениях обращения.

Сестричка дай мне рыбки попробовать!

Ты братец ступай на речку, опусти хвост в воду, сам и наловишь.

Не губи меня братец!

Как же мне серый волк не плакать?

Ответ:

Сестричка дай мне рыбки попробовать!

Ты, братец, ступай на речку, опусти хвост в воду, сам и наловишь.

Не губи меня, братец!

Как же мне, серый волк, не плакать?

7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Орех, восток, заря.

Вариант 2

1. Определи тип текста.

1) Почему подорожник так называется? Он действительно растёт вдоль пыльных дорожек и тропинок. Отсюда и название «подорожник» — тот, что растёт «по дороге».

Текст — ...

2) Осенью птицы прощаются с родными местами. Улетели журавли и аисты. Опустели скворечники. Скоро начнутся холода и метели.

Текст — ...

3) Синичка-ремез вьёт удивительное гнездо. Оно похоже на белую рукавичку — тёплую и мягкую. Птичка плетёт его из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Устроено гнёздышко в густых зарослях по берегам водоёмов.

Текст — ...

Ответ:

1) Почему подорожник так называется?

Он действительно растёт вдоль пыльных дорожек и тропинок. Отсюда и название «подорожник» — тот, что растёт «по дороге». (Текст-рассуждение)

2) Осенью птицы прощаются с родными местами. Улетели журавли и аисты. Опустели скворечники. Скоро начнутся холода и метели. (Текст-повествование)

3) Синичка-ремез вьёт удивительное гнездо. Оно похоже на белую рукавичку — тёплую и мягкую. Птичка плетёт его из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Устроено гнёздышко в густых зарослях по берегам водоёмов. (Текст-описание)

2. Вставь пропущенное слово.

Предложения, которые содержат вопрос, называются ...

По интонации предложения бывают ... и ...

Члены предложения бывают ... и ...

Пара слов, связанных между собой по смыслу, называется ...

Ответ:

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

Члены предложения бывают главными и второстепенными.

Пара слов, связанных между собой по смыслу, называется словосочетанием.

3. Дай характеристику предложения (простое или сложное, вид по цели высказывания и по интонации).

Я люблю осень! (...)

А ты любишь осень? (...)

Сегодня с утра шёл дождь, а вечером выглянуло солнце. (...)

А ты собери осенние листья! (...)

Ответ:

Я люблю осень! (Простое, повествовательное, восклицательное.)

А ты любишь осень? (Простое, вопросительное, невосклицательное.)

Сегодня с утра шёл дождь, а вечером выглянуло солнце. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)

Собери осенние листья! (Простое, побудительное, восклицательное.)

4. Подчеркни словосочетания.

возле реки

идёт дождь

пришёл из школы

вижу лису

Ответ:

Пришёл из школы, вижу лису.

5. Подчеркни в предложении грамматическую основу и выпиши из него словосочетания с вопросами.

Около леса дети построили шалаш.

Ответ:

6. Выдели в предложениях обращения.

Сестрица Алёнушка я пить хочу!

Не пей братец козлёночком станешь.

Что же ты наделал братец?!

Как же мне медведь не плакать?

Ответ:

Сестрица Алёнушка я пить хочу!

Не пей братец козлёночком станешь.

Что же ты наделал братец?!

Как же мне медведь не плакать?

7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Овёс, заря, пшеница.