Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Состав слова
Корень

1. Найди в каждой строчке «лишнее» слово. Подчеркни его. Объясни свой выбор.

Часы, часовщик, часовой, часть.

Повар, товар, вареник, доварить.

Сорочка, сорить, сорняк, насорить.

Обвесить, весло, вес, весовой.

Ночной, одиночный, заночевать, ночник.

Выдели в оставшихся словах корни.

Ответ:

Часы, часовщик, часовой, часть (др. кор.).

Повар, товар (др. корень), вареник, доварить.

Сорочка(др. корень), сорить, сорняк, насорить.

Обвесить, весло(др. кор.), вес, весовой.

Ночной, одиночный(др. корень), заночевать, ночник.

2. Подбери и запиши слова с указанным корнем.

Лист_ — маленький лист.

Лист_ — опадание листьев осенью.

Лист_ — хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей.

Свет_ — жучок, светящийся в темноте.

Свет_ — большая лампа, осветительный прибор.

Свет_ — сигнальное устройство для регулирования движения на улицах.

Ответ:

Листик, листопад, лиственница, светлячок, светильник, светофор.

3. Прочитай текст,1

В кузнице

Заглянули мальчики в кузницу.

Дядя Трофим предложил им:

— Вы постойте и посмотрите, как я раскалю этот лист железа.

Один из мальчиков удивился:

— Разве железо — это дрова, что их можно расколоть?

Какие два слова перепутал мальчик?

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Зак_лю (...) здоровье, зак_лю (...) булавкой, раск_лю (...) железо, раск_лю (...) дрова.

Ответ:

Закалю (закалка) здоровье, заколю (заколка) булавкой, раскалю (раскаливать) железо, расколю (раскол) дрова.

4. Подбери и запиши к каждому слову однокоренные глаголы. Выдели в словах корень.

Image

Image

Поставь ударение в словах. Подчеркни орфограммы в корнях слов.

Ответ:

Бы́стрый бе́г, гро́мкий кри́к, я́ркий све́т, си́льный хо́лод, вку́сный корм, интере́сная зага́дка, мали́новое варе́нье, неожи́данный пода́рок, стра́нное письмо́, волше́бная ска́зка.

5. Прочитай группы слов. Выдели в них корень, поставь ударение. Обозначь орфограммы в корне.

Позвонить, звонок, звонящий, звон.

Зима, зимовье, зимний, перезимовать.

Лепить, лепка, вылепить, лепной.

Смотреть, осмотр, смотрящий, рассмотреть.

Кормит, кормушка, покормить, кормящий.

Подчеркни слово, которое будет проверочным для остальных.

Ответ:

Позвонить, звонок, звонящий, звон.

Зима, зимовье, зимний, перезимовать.

Лепить, лепка, вылепить, лепной.

Смотреть, осмотр, смотрящий, рассмотреть.

Кормит, кормушка, покормить, кормящий.

6. Заполни таблицу.

Лесной, смешной, дождевик, дождливый, лесник, рассмешить, насмешка, перелесок, дождик, лесовоз, усмехаться, дождинка.

лес

дождь

смех













Ответ:

Лес: лесной, лесник, перелесок, лесовоз.

Дождь: дождевик, дождливый, дождик, дождинка.

Смех: смешной, рассмешить, насмешка, усмехаться.

7. Выдели корень в словах. Подчеркни буквы, которые чередуются в корнях.

Враг, вражда, вражеский, враждовать.

Бег, бежать, беглец, пробежка.

Пахать, пашет, пашня, вспаханный.

Дыхание, дышать, подышать, дыхательный.

Низкий, ниже, снижен, низина.

Вязать, вяжет, связка, завяжет.

Скакать, скачок, скачет, скакун.

Река, речка, речной, речушка.

Ответ:

Враг, вражда, вражеский, враждовать. г ж

Бег, бежать, беглец, пробежка. г ж

Пахать, пашет, пашня, вспаханный. х ш

Дыхание, дышать, подышать, дыхательный. х ш

Низкий, ниже, снижен, низина. з ж

Вязать, вяжет, связка, завяжет. з ж

Скакать, скачок, скачет, скакун. к ч

Река, речка, речной, речушка. к ч

8. Прочитай текст. Найди в нём однокоренные слова. Выдели корень.

Бабушка разбила около дома цветник. Весной все цветы распустились и образовали разноцветную шапку из белых, розовых, красных, оранжевых, голубых и синих цветков. Бабушка любит свои цветочки и ухаживает за ними.

Спиши последнее предложение. Разбери его.

Ответ:

Бабушка разбила около дома цветник. Весной все цветы распустились и образовали разноцветную шапку из белых, розовых, красных, оранжевых, голубых и синих цветков. Бабушка любит свои цветочки и ухаживает за ними.

Бабушка(п.) любит(ск.) свои(опр.) цветочки(доп.) и ухаживает(ск.) за ними(доп.).

9. Соедини стрелками однокоренные слова. Выдели в словах корень.

жало        переноска

носик        жалкий

сыр        сырой

поднос        ужалить

жалеть        сырный

сырость        носовой

Ответ:

Жало — ужалить  

Носик — носовой

Сыр — сырный  

Поднос — переноска 

Жалеть — жалкий 

Сырость — сырой 

10. Подбери и запиши к каждому слову однокоренные имена прилагательные. Выдели в словах корень.

Стекло — ..., синева — ..., весна — ..., гора — …, хлеб —..., река — ..., пух — ..., друг — ..., рис — ..., дождь — ..., утро — ... .

Подчеркни безударные гласные в корнях имён прилагательных.

Найди слова, в которых есть чередование согласных в корне. Обведи зелёным карандашом эти слова.

Ответ:

Стекло — стеклянный (стекл), синева — синий(син), весна — весенний(весн), гора — горный(гор), хлеб — хлебный(хлеб), река — речной(рек), пух — пушистый(пух), друг — дружба(друг), рис — рисовый(рис), дождь — дождинка(дождь), утро — утренний(утр).