Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Глагол
НЕ с глаголами
1. Прочитай отрывок из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузька».1 Выдели приставки во всех глаголах.
— Знаешь что? — спросили из-под веника. — А может, ты меня (не)тронешь?
— Нет, — сказала Наташа.
— (Не)поколотишь? (Не)жваркнешь?
— А что такое «жваркнешь»? — спросила девочка.
— Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь — всё равно больно, — сообщили из- под веника.
Наташа сказала, что никогда не... Ну в общем, никогда (не)стукнет и (не)поколотит.
— И за уши (не)оттаскаешь? А то я (не)люблю, когда меня за уши дёргают или за волосы.
Девочка объяснила, что тоже этого (не)любит.
— Дряпать тоже (не)будешь?
— А что такое «дряпать»?
Выпиши глаголы с частицей не.
Ответ:
— Знаешь что? — спросили из-под веника. — А может, ты меня не тронешь?
— Нет, — сказала Наташа.
— Не поколотишь? Не жваркнешь?
— А что такое «жваркнешь»? — спросила девочка.
— Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь — всё равно больно, — сообщили из-под веника.
Наташа сказала, что никогда не... Ну в общем, никогда не стукнет и не поколотит.
— И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда меня за уши дёргают или за волосы.
Девочка объяснила, что тоже этого не любит.
— Дряпать тоже не будешь?
— А что такое «дряпать»?
Не тронешь, не поколотишь, не жваркнешь, не стукнет, не поколотит, не оттаскаешь, не люблю, не любит, не будешь.
2. Прочитай стихотворение.
Наша кошка заболела:
Ничего она не ела,
По балкону не гуляла,
По дивану не скакала,
Мяч по полу не гоняла,
С клубком шерсти не играла
И в окошко не смотрела,
Потому что заболела.
Обратились мы к врачу.
Теперь сама её лечу.
Пушистая красавица
Скорей должна поправиться.
(Е. Тихомирова)
Подчеркни глаголы с частицей не.
Укажи время глаголов. Выдели в глаголах прошедшего времени суффикс.
Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.
Ответ:
Наша кошка заболела:
Ничего она не ела,
По балкону не гуляла,
По дивану не скакала,
Мяч по полу не гоняла,
С клубком шерсти не играла
И в окошко не смотрела,
Потому что заболела.
Обратились мы к врачу.
Теперь сама её лечу.
Пушистая красавица
Скорей должна поправиться.
(Е. Тихомирова)
Суффикс прошедшего времени — л.
Все глаголы в прошедшем времени кроме лечу (наст. вр.) и поправится (б. в.)
Теперь [т´эп´э́р´] — 2 слога
Т [т´] — согл., мяг. п., гл. п.
е [э] — гл., безуд.
п [п´] — согл., мяг. п., гл. п.
е [э́] — гл., уд.
р [р´] — согл., мяг. п., зв. неп.
ь (—)
В слове 6 б., 5 зв.
3. Спиши стихотворение.1 Подчеркни орфограммы.
Папа утром сам вст_вал,
Всё до капел_ки с_едал,
(Не)ронял, представьте, ч_шек,
Никогда (не)рвал рубашек
И (не)бегал босиком,
И (не)щёлкал языком,
И с дв_рняжкой (не)друж_л —
Очен_ скуч_но папа ж_л!
(О. Бундур)
Подчеркни главные члены предложения. Какие знаки препинания стоят между однородными сказуемыми?
О каком периоде жизни папы говорится в стихотворении? Почему ребёнок решил, что его папа жил скучно? Рассказывали ли тебе родители о своём детстве?
Ответ:
Папа(п.) утром сам вставал(ск.),
Всё до капельки съедал(ск.),
Не ронял(ск.), представьте, чашек,
Никогда не рвал(ск.) рубашек
И не бегал(ск.) босиком,
И не щёлкал(ск.) языком,
И с дворняжкой не дружил(ск.) —
Очень скучно папа жил(ск.)!
(О. Бундур)
Между однор. сказуемыми поставлены запятые.
4. Прочитай правила обращения с книгами.
Береги книгу! (...) (Не)бери её грязными руками и (не)клади на грязный стол. (...) (Не)перегибай книгу и (не)загибай у неё листов. (...) Если ты взял книгу в библиотеке, то (не)забудь вернуть её в срок. (...)
Напиши в скобках, какими являются предложения по интонации и цели высказывания.
Спиши побудительные невосклицательные предложения.
Подчеркни главные члены предложений. Какой вывод можно сделать?
Ответ:
Береги(ск.) книгу! (поб., воскл.) Не бери(ск.) её грязными руками и не клади(ск.) на грязный стол. (поб., невоскл.) Не перегибай(ск.) книгу и не загибай(ск.) у неё листов. (побуд., невоскл.) Если ты(п.) взял(ск.) книгу в библиотеке, то не забудь(ск.) вернуть её в срок. (поб., невоскл.)
5. Разделитесь на группы. Составьте правила поведения в театре, музее, кинотеатре. Запишите их на листочках. Используйте глаголы с частицей не, как в задании 4.
Познакомьте ребят из других групп с вашей памяткой. Какие правила поведения оказались общими во всех группах?
Ответ