Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Глагол
НЕ с глаголами

1. Прочитай отрывок из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузька».1 Выдели приставки во всех глаголах.

— Знаешь что? — спросили из-под веника. — А может, ты меня (не)тронешь?

— Нет, — сказала Наташа.

— (Не)поколотишь? (Не)жваркнешь?

— А что такое «жваркнешь»? — спросила девочка.

— Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь — всё равно больно, — сообщили из- под веника.

Наташа сказала, что никогда не... Ну в общем, никогда (не)стукнет и (не)поколотит.

— И за уши (не)оттаскаешь? А то я (не)люблю, когда меня за уши дёргают или за волосы.

Девочка объяснила, что тоже этого (не)любит.

— Дряпать тоже (не)будешь?

— А что такое «дряпать»?

Выпиши глаголы с частицей не.

Ответ:

— Знаешь что? — спросили из-под веника. — А может, ты меня не тронешь?

— Нет, — сказала Наташа.

— Не поколотишь? Не жваркнешь?

— А что такое «жваркнешь»? — спросила девочка.

— Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь — всё равно больно, — сообщили из-под веника.

Наташа сказала, что никогда не... Ну в общем, никогда не стукнет и не поколотит.

— И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда меня за уши дёргают или за волосы.

Девочка объяснила, что тоже этого не любит.

— Дряпать тоже не будешь?

— А что такое «дряпать»?

Не тронешь, не поколотишь, не жваркнешь, не стукнет, не поколотит, не оттаскаешь, не люблю, не любит, не будешь.

2. Прочитай стихотворение.

Наша кошка заболела:

Ничего она не ела,

По балкону не гуляла,

По дивану не скакала,

Мяч по полу не гоняла,

С клубком шерсти не играла

И в окошко не смотрела,

Потому что заболела.

Обратились мы к врачу.

Теперь сама её лечу.

Пушистая красавица

Скорей должна поправиться.

    (Е. Тихомирова)

Подчеркни глаголы с частицей не.

Укажи время глаголов. Выдели в глаголах прошедшего времени суффикс.

Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.

Ответ:

Наша кошка заболела:

Ничего она не ела,

По балкону не гуляла,

По дивану не скакала,

Мяч по полу не гоняла,

С клубком шерсти не играла

И в окошко не смотрела,

Потому что заболела.

Обратились мы к врачу.

Теперь сама её лечу.

Пушистая красавица

Скорей должна поправиться.

    (Е. Тихомирова)

Суффикс прошедшего времени — л.

Все глаголы в прошедшем времени кроме лечу (наст. вр.) и поправится (б. в.)

Теперь [т´эп´э́р´] — 2 слога

Т [т´] — согл., мяг. п., гл. п.

е [э] — гл., безуд.

п [п´] — согл., мяг. п., гл. п.

е [э́] — гл., уд.

р [р´] — согл., мяг. п., зв. неп.

ь (—)

В слове 6 б., 5 зв.

3. Спиши стихотворение.1 Подчеркни орфограммы.

Папа утром сам вст_вал,

Всё до капел_ки с_едал,

(Не)ронял, представьте, ч_шек,

Никогда (не)рвал рубашек

И (не)бегал босиком,

И (не)щёлкал языком,

И с дв_рняжкой (не)друж_л —

Очен_ скуч_но папа ж_л!

    (О. Бундур)

Подчеркни главные члены предложения. Какие знаки препинания стоят между однородными сказуемыми?

О каком периоде жизни папы говорится в стихотворении? Почему ребёнок решил, что его папа жил скучно? Рассказывали ли тебе родители о своём детстве?

Ответ:

Папа(п.) утром сам вставал(ск.),

Всё до капельки съедал(ск.),

Не ронял(ск.), представьте, чашек,

Никогда не рвал(ск.) рубашек

И не бегал(ск.) босиком,

И не щёлкал(ск.) языком,

И с дворняжкой не дружил(ск.) —

Очень скучно папа жил(ск.)!

    (О. Бундур)

Между однор. сказуемыми поставлены запятые.

4. Прочитай правила обращения с книгами.

Береги книгу! (...) (Не)бери её грязными руками и (не)клади на грязный стол. (...) (Не)перегибай книгу и (не)загибай у неё листов. (...) Если ты взял книгу в библиотеке, то (не)забудь вернуть её в срок. (...)

Напиши в скобках, какими являются предложения по интонации и цели высказывания.

Спиши побудительные невосклицательные предложения.

Подчеркни главные члены предложений. Какой вывод можно сделать?

Ответ:

Береги(ск.) книгу! (поб., воскл.) Не бери(ск.) её грязными руками и не клади(ск.) на грязный стол. (поб., невоскл.) Не перегибай(ск.) книгу и не загибай(ск.) у неё листов. (побуд., невоскл.) Если ты(п.) взял(ск.) книгу в библиотеке, то не забудь(ск.) вернуть её в срок. (поб., невоскл.)

5. Разделитесь на группы. Составьте правила поведения в театре, музее, кинотеатре. Запишите их на листочках. Используйте глаголы с частицей не, как в задании 4.

Познакомьте ребят из других групп с вашей памяткой. Какие правила поведения оказались общими во всех группах?

Ответ