Русский язык - всероссийская проверочная работа за курс начальной школы - типовые задания - М. П. Хасянова 2018
Вариант 10
Часть 1
Диктант
① Запиши текст под диктовку.
② Найди в 3-м абзаце текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Ответ.
③ Выпиши из текста 6-е предложение.
Ответ.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Часть 2
④ Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Взяла, досуг, издавна, (много) инженеров.
⑤ В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.
У берега чуть слышен плеск волн.
Ответ.
Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
(1) Есть такой камень, который состоит из особых каменных нитей. (2) Зеленовато-серый, чуть поблёскивающий, он расщепляется на множество тонких, как паутинка, волокон, гибких, крепких, а главное, несгораемых. (3) Называется этот камень «асбест», что значит «несгораемый».
(4) Костюмы для пожарных и для рабочих, стоящих у металлургических печей, несгораемый театральный занавес и многое другое делают из асбестовой ткани. (5) Асбест не только не горит, но и плохо пропускает тепло. (6) Теперь не найти такого мотора, в котором нет прокладок из асбеста. (7) А в далёкой древности в Индии из асбестовых волокон делали священные одеяния. (8) Ещё индусы изготовляли из них вечные фитили для масляных светильников. (9) А потом об этом камне узнали и в Европе.
(10) Лет двести назад в столице Швеции Стокгольме провели эксперимент. (11) Построили лёгкий деревянный домик. (12) Стены обили плитками из асбеста. (13) Дом наполнили стружками, а затем стружки подожгли. (14) Пламя долго бушевало внутри, пока не погасло, а дом остался цел. (15) Так было доказано, что асбест не боится огня и пригоден для строительства. (16) Это камень, который действительно необходим людям. (По Е. Борисову, И. Пятновой)
⑥ Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ.
⑦ Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1, 2, 3.
⑧ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ.
⑨ Как ты понимаешь значение слова «древность» («в древности») из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Древность — это ...
⑩ Замени слово «крепкий» («крепких») из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Крепкий — ...
⑪ В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ.
⑫ Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ.
⑬ Выпиши из 7-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ.
⑭ Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ.
⑮ Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Поспешишь — людей насмешишь.
Ответ. Выражение Поспешишь — людей насмешишь будет уместно в ситуации, когда ...