Русский язык - всероссийская проверочная работа за курс начальной школы - типовые задания - М. П. Хасянова 2018
Вариант 4
Часть 1
Диктант
① Запиши текст под диктовку.
② Найди во 2-м абзаце текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Ответ.
③ Выпиши из текста 11-е предложение.
Ответ.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Часть 2
④ Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Ворота, ждала, поняла, сантиметр.
⑤ В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
У мелкой речонки тихо шуршат камыши.
Ответ.
Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
(1) Люди не знают, кто изобрёл колесо. (2) Известно, что первая большая колёсная повозка была построена 4000 лет назад в Индии. (3) Повозку везла лошадь. (4) С тех пор селение от селения, город от города, страна от страны стали словно ближе.
(5) Человек сразу приметил, что всякое колесо заставляет вращаться другое колесо. (6) Бьёт сильная струя воды по черпакам одного колеса, и оно совершает круг за кругом. (7) Это колесо приводит в движение другое, которое мельничный жёрнов вертит. (8) Люди строили водяные колёса возле кузниц, рудников и ткацких заводов. (9) Водный механик Яков Батищев соорудил в 1718 году на Тульском оружейном заводе водяное колесо, приводившее в движение сразу тридцать станков. (10) А самую большую славу на Руси завоевал горный мастер Кузьма Фролов. (11) У реки Змеевки он поставил водяное колесо высотой с пятиэтажный дом. (12) Богатырь-колесо называли за его величину слоновым. (13) Вода помогала кузнецу поднимать и опускать тяжёлый молот. (14) Шахтёру — подавать из шахты наверх руду, ткачам — приводить в движение станки. (15) Главное, что колесо оказалось полезным не только для перевозки людей и предметов, но и для облегчения тяжелых работ.
(По Е. П. Мару)
⑥ Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ.
⑦ Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1, 2, 3.
⑧ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ.
⑨ Как ты понимаешь значение слова «селение» из 4-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Селение — это ...
⑩ Замени слово «тяжёлый» из 13-го предложения противоположным по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Тяжёлый — ...
⑪ В 10-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ.
⑫ Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ.
⑬ Выпиши из 8-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ.
⑭ Выпиши из 1-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ.
⑮ Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семеро одного не ждут.
Ответ. Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда ...