Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 2 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Безударные гласные в корне слова

Вариант 1

Задание 1. Закончи правило.

Чтобы правильно написать слово с безудар­ной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы ...

□ гласная стояла перед согласным

□ гласная стала ударной

□ гласная стояла в конце слова

Ответ: гласная стала ударной

Задание 2. Запиши слова в таблицу.

Ш_рстяной, п_сатель, ж_лток, п_чёный, изв_щение, ч_стота, к_слота, щ_пать.

Ответ:

Безударная гласная е в корне

Безударная гласная и в корне

шерстяной

писатель

извещение

чистота

желток

кислота

печеный

щипать

Задание 3. Выпиши из предложения слова с без­ударной гласной в корне слова. Подчеркни орфо­грамму.

Ранним утром блестящие росинки сверкают под яркими лучами солнца.

Ответ:

Блестящие, росинки, сверкают, лучами.

Задание 4. Впиши пропущенные буквы. Запиши ря­дом проверочные слова.

разл_мать (конструкцию) — ...

погл_деть (направо) — ...

пок_зать (рукой) — ...

оц_нить (результат) — ...

пож_леть (ребёнка) — ...

встр_хнул (руками) — ...

Ответ:

разломать (конструкцию) — разлом

поглядеть (направо) — взгляд

показать (рукой) — указка

оценить (результат) — оценка

пожалеть (ребёнка) — жалость

встряхнул (руками) — встряска

Задание 5. Спиши текст, вставляя пропущенные ор­фограммы.

3_ма. Кругом на з_мле и на крышах д_мов л_жит снег. Д_ревья в инее.

Конюх выв_л в_рхового к_ня для бега по кругу. Конь был  вороной масти. Г_л_ва узкая, на лбу белая звёздочка. Шея пр_мая, длинная. Сп_на мускулистая, к_роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б_жит быстро, л_гко и эн_ргично, хвост и грива разв_ваются на в_тру.

Ответ:

3има. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее.

Конюх вывел верхового коня для бега по кругу. Конь был вороной масти. Голова узкая, на лбу белая звёздочка. Шея прямая, длинная. Спина мускулистая, короткая. Ноги сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива развеваются на ветру.

Задание 6. Впиши пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Ст_яла (…) поздняя ос_нь (…). Сквозь облет_вшие (…) л_са (…) в…днелись (…) д_лёкие (д…ль) _блака (…) и густой воздух. По н_чам (…) вокруг нас шев_лились (…) и др_жали (…) низкие звёзды.

Ответ:

Стояла (стоя) поздняя осень (осенний). Сквозь облетевшие (полёт) леса (лес) виднелись (видный) далёкие (даль) облака (словарное слово, о́блачно) и густой воздух. По ночам (ночь) вокруг нас шевелились (зашевелить) и дрожали (дрожь) низкие звёзды.

Задание 7. Составь и запиши пословицы, раскрывая скобки.

Рукой поб(е, и)дишь одного,

В(е, и)сна кр(а, о)сна цв(е, и)тами,

а г(а, о)ловой — тысячи.

а ос(е, и)нь — хл(е, и)бами.

Ответ:

Рукой победишь одного, а головой — тысячи.

Весна красна цветами, а осень — хлебами.

Вариант 2

Задание 1. Восстанови порядок действий при напи­сании слов с безударными гласными в корне.

□ под ударением слышится гласный ...

□ ставлю безударный гласный под ударение

□ пишу ту же гласную в безударном слоге

□ слышу в корне слова безударный гласный ...

Ответ: 3 2 4 1

Задание 2. Запиши слова в таблицу.

Ск_листый, г_родок, м_рской, д_лёкий, кр_льчатник, м_лыш, в_ренье, к_вёр.

Ответ:

Безударная гласная а в корне

Безударная гласная о в корне

скалистый

городок

далёкий

морской

малыш

крольчатник

варенье

ковер

Задание 3. Выпиши из предложения слова с без­ударной гласной в корне слова. Подчеркни орфо­грамму.

Быстро стемнело, и вот уже появилась пер­вая звезда.

Ответ:

Стемнело, появилась, звезда.

Задание 4. Впиши пропущенные буквы. Запиши ря­дом проверочные слова.

обл_ваться (водой) — ...

р_сковать (жизнью) — ...

т_жёлый (чемодан) — ...

д_лёкие (миры) — ...

ист_рический (процесс) — ...

содр_гнулся (от шума) — ...

Ответ:

обливаться (водой) — полив

рисковать (жизнью) — риск

тяжёлый (чемодан) — тяжесть

далёкие (миры) — даль

исторический (процесс) — история

содрогнулся (от шума) — вздрогнул

Задание 5. Спиши текст, вставляя пропущенные ор­фограммы.

Пришла х_лодная з_ма. Поб_лели п_ля и луга. Мороз ск_вал речки, _зёра. Мохна­тые красавицы ёлочки нар_дились в белые одежды. 3_мой в л_су т_шина. Вдруг в чащу прил_тела стайка г_стей. Это клесты. Птицы обл_пили в_ршины д_ревьев. Клесты ищут еловые шишки.

Берёзки облюбовали воробьи и синицы. В х_лодную пору им голодно.

Ответ:

Пришла холодная зима. Побелели поля и луга. Мороз сковал речки, озёра. Мохна­тые красавицы ёлочки нарядились в белые одежды. 3имой в лесу ишина. Вдруг в чащу прилетела стайка гостей. Это клесты. Птицы облепили вершины деревьев. Клесты ищут еловые шишки.

Берёзки облюбовали воробьи и синицы. В холодную пору им голодно.

Задание 6. Впиши пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

В л_су (…), на п_ляне (…), под в_твями (…) ели ст_ял (…) гн_лой (…) пень. Это был дом гнома. Л_цо (…) гно­мика скрывала длинная б_р_да (…) (…), из которой едва в_днелись (…) курносый нос и толстые щёки.

(По Т. Рик)

Ответ:

В лесу (лес), на поляне (поле), под ветвями (ветка) ели стоял (сто́я) гнилой (гни́ль) пень. Это был дом гнома. Лицо (ли́ца) гно­мика скрывала длинная борода (бо́роды) (боро́дка), из которой едва виднелись (ви́дный) курносый нос и толстые щёки.

Задание 7. Составь и запиши пословицы, раскрывая скобки.

пр(а, о)вота — вот лучшая кр(а, о)сота.

гн(е, и)здо любо.

Каждой птице

Пр(а, о)стота, ч(е, и)стота,

Ответ:

Простота, чистота, правота — вот лучшая красота.

Каждой птице гнездо любо.