Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 2 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Глагол. Неопределённая форма глагола

Вариант 1

Задание 1. Какой признак не относится к глаголам неопределённой формы?

□ глагол неопределённой формы не имеет формы времени

□ глагол неопределённой формы не имеет формы числа

□ у глаголов в неопределённой форме нет суф­фиксов

Ответ: у глаголов в неопределённой форме нет суф­фиксов

Задание 2. Образуй от имён существительных гла­голы неопределённой формы.

Имя существительное: приказ, звон

Глаголы: что делать? Что сделать? …

Ответ:

Имя сущ. — приказ

что делать? — приказывать

что сделать? — приказать

Имя сущ. — звон

что делать? — звонить

что сделать? — позвонить

Задание 3. Подчеркни глаголы. Обозначь суффиксы глаголов в неопределённой форме.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть.

            Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать в лесу, не пройти.

     (С. Есенин)

Ответ:

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть (ть — суффикс).

            Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать (ть — суффикс) в лесу, не пройти (ти — суффикс).

Задание 4. Спиши. Подчеркни глаголы в неопреде­лённой форме. Запиши в скобках вопросы.

Жизнь цветка в букете коротка. Как про­длить цветам жизнь? Нужно убрать листья с нижней части стебля. У роз необходимо сре­зать шипы. Конец стебля цветка надо подре­зать в воде. Воду для цветов желательно брать комнатной температуры.

Ответ:

Жизнь цветка в букете коротка. Как (что сделать?) про­длить цветам жизнь? Нужно (что сделать?) убрать листья с нижней части стебля. У роз необходимо (что сделать?) сре­зать шипы. Конец стебля цветка надо (что сделать? / что делать?) подре́­за́ть в воде. Воду для цветов желательно (что делать?) брать комнатной температуры.

Задание 5. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Скакать, беречь, достичь, расцветают, по­беждать, нарисует.

Ответ:

Скакать, беречь, достичь, расцветают, по­беждать, нарисует.

Задание 6. Замени словосочетания глаголами в не­определённой форме.

оказывать помощь — ...

быть знакомым — ...

делать записи — ...

делать фотографии — ...

Ответ:

оказывать помощь — помогать

быть знакомым — познакомиться

делать записи — записывать

делать фотографии — фотографировать

Задание 7. Запиши пословицы, заменяя выделенные глаголы глаголами неопределённой формы.

а) За один день дрова не нарубишь.

б) У тигра мяса не выпросишь.

Ответ:

а) За один день дрова не нарубить.

б) У тигра мяса не выпросить.

Вариант 2

Задание 1. Укажи, какой признак не относится к признакам глаголов неопределённой формы.

□ у глагола в неопределённой форме можно определить число и время

□ глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

□ глаголы неопределённой формы имеют суф­фиксы -ть или -ти

Ответ: у глагола в неопределённой форме можно определить число и время

Задание 2. Образуй от имён существительных гла­голы неопределённой формы.

Имя существительное: помощь, стрижка

Глаголы: что делать? Что сделать?

Ответ:

Имя сущ. — помощь

что делать? — помогать

что сделать? — помочь

Имя сущ. — стрижка

что делать? — стричь

что сделать? — подстричь

Задание 3. Подчеркни глаголы. Обозначь суффиксы глаголов в неопределённой форме.

Москва окрыляет любого из нас

И учит работать и жить.

И тот, кто в Москве

Побывал хоть раз,

Не может её позабыть.

    (М. Исаковский)

Ответ:

Москва окрыляет любого из нас

И учит работать (ть — суффикс) и жить (ть — суффикс).

И тот, кто в Москве

Побывал хоть раз,

Не может её позабыть (ть — суффикс).

Задание 4. Спиши. Подчеркни глаголы в неопреде­лённой форме. Запиши в скобках вопросы.

Вот так мы делали во дворе каток. Вместе с Вовкой мы решили снег расчистить. Потом ещё подошли ребята и стали нам помогать. Площадка готова! Осталось её полить. Дядя Гриша принёс длинный шланг и начал поли­вать каток водой. Нам не пришлось таскать воду вёдрами.

(По В. Голявкину)

Ответ:

Вот так мы делали во дворе каток. Вместе с Вовкой мы решили (что сделать?) снег расчистить. Потом ещё подошли ребята и стали (что делать?) нам помогать. Площадка готова! Осталось (что сделать?) её полить. Дядя Гриша принёс длинный шланг и начал (что делать?) поли­вать каток водой. Нам не пришлось (что делать?) таскать воду вёдрами.

Задание 5. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Начала, стричь, танцует, кушать, лечить, сеять.

Ответ:

Начала, стричь, танцует, кушать, лечить, сеять.

Задание 6. Замени словосочетания глаголами в не­определённой форме.

быть другом — ...

оказывать поддержку — ...

принимать решение — ...

нести охрану — ...

Ответ:

быть другом — дружить

оказывать поддержку — поддерживать

принимать решение — решать

нести охрану — охранять

Задание 7. Запиши пословицы, заменяя выделенные глаголы глаголами неопределённой формы.

а) Одной рукой и узла не завяжешь.

б) Друга за деньги не купишь.

Ответ:

а) Одной рукой и узла не завязать.

б) Друга за деньги не купить.