Русский язык - Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной - С. Ю. Михайлова 2015


Проверочная работа 18. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1. Определите склонение каждого слова. Сравните слова в парах.

Капель — капелька, ветвь — ветка, гроздь — гроздочка, вещь — вещица, нить — нитка, тишь — тишина, глубь — глубина, ступень — ступенька.

Запишите первые четыре пары слов в форме родительного падежа. Выделите окончания.

Ответ:

Капели (2 скл.) — капельки (1), ветви (3) — ветки (1), грозди (3) — гроздочки (1), вещи (3) — вещицы (1)

нить (3) — нитка (1), тишь (3) — тишина (1), глубь (3) — глубина (1), ступень (3) — ступенька (1).

2. Запишите остальные пары слов из задания 2 в форме предложного падежа. Окончания выделите.

Допишите предложение.

У существительных ...-го склонения в родительном и предложном падежах окончание ...

Ответ:

О нити — о нитке, о тиши — о тишине, о глуби — о глубине, о ступени — о ступеньке.

У существительных 3-го склонения в родительном и предложном падежах окончание и.

3. Допишите окончания. Отметьте галочкой ряд, в котором у всех существительных ударные окончания, а знаком + отметьте ряд, в котором у всех существительных безударные окончания.

(Для чего?) карусел_, лошад_, осен_, морков_.

(На чём?) памят_, площад_, тетрад_, радост_.

(В чём?) пыл_, тиш_, кров_, двер_.

(К чему?) рол_, жизн_, степ_, глуш_.

Ответ:

(Для чего?) карусели, лошади, осени, моркови.

(На чём?) памяти, площади, тетради, радости.

(В чём?) пыли, тиши, крови, двери.

(К чему?) роли, жизни, степи, глуши.

(В чём?) пыли, тиши, крови, двери. — ударные окончания

(На чём?) памяти, площади, тетради, радости. — безударный окончания

4. Запишите имена существительные в две группы в зависимости от склонения.

2-е склонение: ...

3-е склонение: ...

Слова для выбора: гребень, ладонь, свирель, фасоль, гавань, корабль, ткань, высь, синь, грань, брошь, оттепель, акварель, мозоль, рояль, тюль, шмель, тоннель, постель.

Ответ:

2-е склонение: гребень, корабль, рояль, шмель, тоннель.

3-е склонение: ладонь, свирель, фасоль, гавань, ткань, высь, грань, брошь, оттепель, акварель, мозоль, тюль, постель.

5. Составьте с тремя именами существительными 2-го склонения и с тремя именами существительными 3-го склонения словосочетания в форме предложного падежа. Запишите.

Ответ:

о большом корабле, о длинном тоннеле, о страшном шмеле.

о новой акварели, о мягкой постели, о вкусной фасоли.