Русский язык - Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной - С. Ю. Михайлова 2015


Проверочная работа 23. Глагол. Повторяем, что знаем

1. Прочитайте стихотворение.

Раз-два-три-четыре-пять,

Дождь идёт меня искать.

Он процокал вдоль дорожек,

Он запрыгнул на крыльцо,

Приставал ко всем прохожим

И заглядывал в лицо...

Дождь искал меня и думал:

«Всё равно тебя найду, мол!

Оболью! Окачу! Всю, до нитки, промочу!»

Он за мной по лужам хлюпал...

Зонтик! Спрячь меня под купол!

Эй ты, дождь! Мокрый дождь!

Что, нашёл? И не найдёшь!

       (По И. Гамазковой)

Выпишите из стихотворения все глаголы. Рядом в скобках укажите форму времени.

Ответ:

Глаголы в настоящем времени: идёт

Несовершенный вид, инфинитив: искать, спрячь

Прошедшее время: процокал, запрыгнул, приставал, заглядывал, искал, думал, хлюпал, нашёл

Глаголы будущего времени: найду, оболью, окачу, промочу, найдёшь.

2. Прочитайте ряды глаголов.

Бояться, трусить, трепетать, страшиться, опасаться, робеть, дрожать.

Закрывать, запирать, захлопывать, притворять, прикрывать, замыкать.

Возникать, зарождаться, начинаться, завязываться, появляться.

Помогать, пособлять, направлять, подсказывать, поддерживать.

Смотреть, глядеть, наблюдать, созерцать, озирать.

Закончите предложения.

В каждом ряду все слова являются ... .

Все глаголы стоят в форме ... времени.

Ответ:

В каждом ряду все слова являются глаголами.

Все глаголы стоят в неопределённой форме.

3. К каждому глаголу задайте вопрос, запишите рядом на строчке.

Мы соседи с пауком.

Он висит под потолком. ...

Я — под ним, на полу.

Он в углу, и я в углу.

Говорю я: «Эй, паук! ...

Ты мне друг или не друг?»

Я зову паука, ...

Чтоб спустился с потолка. ...

Но паук по стене

Не спускается ко мне. ...

Может быть, он там привязан

Или, как и я, наказан?

    (Н. Боровков)

Ответ:

Мы соседи с пауком.

Он (что делает?) висит под потолком. ...

Я — под ним, на полу.

Он в углу, и я в углу.

(что делаю?) Говорю я: «Эй, паук! ...

Ты мне друг или не друг?»

Я (что делаю?) зову паука, ...

(что сделал?) Чтоб спустился с потолка. ...

Но паук по стене

(что делает?) Не спускается ко мне. ...

Может быть, он там привязан

Или, как и я, наказан?

4. В третьей и четвёртой строчках стихотворения про паука нет глаголов, но они подразумеваются. Запишите эти строчки с глаголами, подходящими по смыслу.

Ответ:

Я сижу под ним, на полу

Он сидит в углу, и я сижу в углу

5. Прочитайте обещание, которое дал в произведении автор от имени мальчика. Спишите его, раскрывая скобки. Подчеркните все глаголы.

Когда я стану взрослым, обещаю никогда (не) наказывать своих собственных детей, (не)кричать на них, (не)ставить в угол, (не)кормить манной кашей, (не)заставлять учить стихотворения, (не) приставать к ним с глупыми вопросами, (не)просить их почистить зубы и умыться, (не)запрещать им приносить в дом бездомных щенков и собак, а также белых мышек, хомячков и попугаев, (не)читать нудных и малопонятных нравоучений, да вообще!.. А вот интересно, зачем я им буду нужен такой, моим детям?!

(По С. Георгиеву)

Ответ:

Когда я стану(гл.) взрослым, обещаю (гл.) никогда не наказывать (гл.) своих собственных детей, не кричать (гл.) на них, не ставить (гл.) в угол, не кормить (гл.) манной кашей, не заставлять (гл.) учить стихотворения, не приставать (гл.) к ним с глупыми вопросами, не просить (гл.) их почистить (гл.) зубы и умыться (гл.), не запрещать (гл.) им приносить (гл.) в дом бездомных щенков и собак, а также белых мышек, хомячков и попугаев, не читать (гл.) нудных и малопонятных нравоучений, да вообще!.. А вот интересно, зачем я им буду нужен (гл.) такой, моим детям?!