Русский язык - Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной - С. Ю. Михайлова 2015


Проверочная работа 30. Итоговая

1. Прочитайте текст.

Здравствуй, брат мой! Вчера целый день у меня случались неприятности, каких, впрочем, бывает полным-полно у всех взрослых, и у твоих папы с мамой — тоже. Я промаялся весь день, а ночью долго не мог заснуть. А когда, наконец, заснул, мне приснилось, что где-то у меня есть младший брат — ТЫ. И я понял: без твоей помощи, без твоего тепла мне будет очень трудно.

Мне снилось, будто ты подошёл ко мне, стоящему на перекрёстке под проливным дождём, упёрся в мой живот своей тёплой кудрявой головой и пробормотал:

— Здравствуй, брат мой!

Ты укрыл меня плащом и повёл к дому. Мы шли с тобой сквозь потоки дождя, как два корабля сквозь бурю: я — большой усталый корабль с закопчёнными трубами и ты — маленький катер-проводник.

...Знаешь, есть у моряков такие маленькие катера-проводники, которые приводят огромные корабли из бурного моря в тихий порт. Большому кораблю трудно пробраться среди прибрежных подводных скал, с высоты своего роста он не видит их и может напороться брюхом на их острые пики. И тогда катер-проводник берёт своего старшего брата на буксир — будто за руку — и осторожно протаскивает мимо преград прямо к причалу...

Где твой буксир — твоя рука, брат мой?

Я увидел тебя во сне, но я точно знаю, что ты существуешь наяву, на самом деле. Тебя не может не быть, брат мой!

Взрослые всегда оберегают детей, помогают им, защищают их. Но ты не можешь себе представить, как иногда бывают беззащитны сами взрослые! Они, как большие неуклюжие корабли, могут запросто напороться на острую подводную скалу, если им не встретится в море маленький катер-проводник.

Посмотри вокруг. Может быть, твои близкие взрослые, твои папа и мама так же нуждаются в твоей помощи, как и я? Может быть, им тоже нужен маленький катер-проводник?

Протяни им руку, брат мой!

(По О. Кургузову)

Определите тему текста, его главную мысль.

Тема: ...

Главная мысль: ...

Подчеркните в тексте обращение.

Ответ

2. Составьте и запишите план текста.

3. Найдите и выпишите из первого абзаца текста по два имени существительных каждого склонения.

1-е скл. ...

2-е скл. ...

3-е скл. ...

4. Из первого абзаца текста выпишите все имена существительные и определите в скобках их падеж.

5. Вставьте пропущенные окончания. Объясните правильность их написания.

В гаван_ (...), на пристан_ (...), за корабл_ (...), с якор_ (...), к помощ_ (...), для радост_ (...), под дожд_ (...), с плащ_ (...), в защит_ (...).

6. Выпишите из абзаца, начинающегося со слова «Знаешь», все словосочетания с именами прилагательными. Определите в скобках род, число и падеж имён прилагательных.

7. Допишите окончания глаголов. В предложении выделите главные члены.

Взрослые всегда оберега_ детей, помога_ им, защища_ их.

8. Определите спряжение всех глаголов в предложении. Надпишите над словами.

Я увидел тебя во сне, но я точно знаю, что ты существуешь наяву, на самом деле.

Запишите эти же глаголы в форме второго лица единственного числа.

9. Измените и запишите предложение так, чтобы глаголы Стояли сначала в форме настоящего времени, а затем в форме будущего времени.

Ты укрыл меня плащом и повёл к дому.

10. Объясните правильность написания мягкого знака. Зачеркните его там, где он не нужен.

Они, как большие неуклюжие корабли, могут запросто напорот(ь)ся (...) на острую подводную скалу, если им не встретит(ь)ся (...) в море маленький катер-проводник.

11. Составьте и запишите предложения с любыми тремя глаголами-исключениями.

12. Выпишите из абзаца, начинающегося со слова «Взрослые», все местоимения.

Содержание

Проверочная работа 1. Речь. Общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения

Проверочная работа 2. Речевая культура. Обращение

Проверочная работа 3. Текст как речевое произведение

Проверочная работа 4. Язык как средство общения

Проверочная работа 5. Предложение

Проверочная работа 6. Главные и второстепенные члены предложения

Проверочная работа 7. Предложения с однородными членами

Проверочная работа 8. Простые и сложные предложения

Проверочная работа 9. Словосочетание

Проверочная работа 10. Слово и его значение

Проверочная работа 11. Слово и его значение (продолжение)

Проверочная работа 12. Слово как часть речи

Проверочная работа 14. Имя существительное. Повторяем, что знаем

Проверочная работа 15. Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе

Проверочная работа 16. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Проверочная работа 17. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Проверочная работа 18. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

Проверочная работа 19. Склонение имён существительных во множественном числе

Проверочная работа 20. Имя прилагательное. Повторяем, что знаем

Проверочная работа 21. Склонение имён прилагательных

Проверочная работа 22. Местоимение

Проверочная работа 23. Глагол. Повторяем, что знаем

Проверочная работа 24. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение)

Проверочная работа 25. I и II спряжение глаголов

Проверочная работа 26. Правописание глаголов на -тся и -ться

Проверочная работа 27. Глаголы-исключения

Проверочная работа 28. Имя числительное

Проверочная работа 29. Наречие

Проверочная работа 30. Итоговая.